Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 38

Доминирующая в системе политическая группировка, заинтересована в сглаживании или сокрытии факта своего доминирования. С этой целью она всеми доступными средствами стремится отвлечь внимание граждан от реального положения вещей. Наиболее распространенным способами такого отвлечения является апелляция к угрозам, внешним или внутренним, перекладывание ответственности своих политических конкурентов. Поэтому, политиканство, идеологические манипуляции – неизбежные следствия функционирования политической системы и деятельности субъектов политики. Уровень этого политиканства или спекулятивности зависит от общего уровня социальной и политической зрелости и стабильности общества.

Ключевым противоречием в  развития политических систем является сочетание их динамичных и статичных аспектов. Повышенная динамика несет угрозу политической целостности, а излишний консерватизм, застой приводит к утрате адаптивных способностей политической системы и тормозит развитие других сфер общества. Это противоречие разрешается с помощью сложного механизма государственно-правовых и политических инструментов.

Главным стабилизатором политической системы выступает комплекс административно-государственных учреждений разного уровня, носителем которого является корпорация госслужащих или государственная бюрократия. Это слой чиновников – профессионалов, осуществляющих от имени государственной власти управленческие функции на уровне центральной и местных их представительств. Положение бюрократии, как правило, не зависит от прямой политической конъюнктуры и серьезно не меняется при смене правительства. Люди этой категории или слой чиновничества представляет инерционно-консервирующую часть государственно-политических отношений, его носители – наиболее очевидные противники политической нестабильности и авантюризма, а значит и противники политических новаций, реформ всякого рода.

Более динамичной составляющей политической системы выступают учреждения и органы представительной государственной власти. Они формируются по принципу избрания, на конкурсной основе и имеют двойственный состав. Двойственность эта складывается на основе сочетания власти правящих, доминирующих групп и их политической оппозиции.

Естественно, что носители власти заинтересованы в ее сохранении, потому противостоят всяким попыткам оппозиции ослабить свое положение и как следствие изменить расстановку политических сил, изменить параметры политической системы. Оппозиция, наоборот заинтересована в изменениях, в ослаблении позиций правящих групп и возможном усилении своих собственных. Таким образом, непосредственно-политическая составляющая системы менее устойчива в условиях постоянно существующей борьбы политических сил, фактически выступая своеобразной формой динамичного компромисса.

 Наконец, третья составляющая политической системы, самая динамичная – это акты политического поведения, индивидуальных, коллективных и массовых действий различных политических, общественных групп и формирований, стремящихся оказать давления на официальную власть (изнутри самой власти и из внешнего ее окружения), выдвигающих постоянные требования по поводу удовлетворения своих интересов.

Таким образом, функционирование политической системы является результирующей действия внутрисистемных механизмов-сил и внесистемного воздействия разных секторов и групп гражданского общества, а также и действия международных сил разного уровня и форм. В свою очередь, политическая система оказывает стабилизирующее организационное воздействие на другие подсистемы общества, стимулируя их или препятствуя их развитию.

Типология политических систем. Политическая система Украины

Механизм деятельности политических систем разных стран характеризуется очевидным своеобразием. Можно утверждать, что каждая страна имеет особую, неповторимую модель политической системы, выражающую специфику социально-исторических, экономических, национальных, политических и других ее условий. Вместе с тем, в развитии многих стран имеются характерные общие черты принципиального сходства. Эти  элементы принципиального сходства являются необходимым предметом научного анализа, так как их изучение позволяет проследить закономерности в развитии политических процессов и систем на различных уровнях их существования. Их выявление связано с разработкой типологии политических систем.