Лекции по политологии, страница 94

Процесс общественной модернизации шел с очень разным историческим темпом, но нигде и никогда не был органичным. При этом, процесс перехода от традиционного общества к современному - процесс общественной модернизации является выражением объективного хода истории. И само общественное развитие не подчиняется желаниям элит, интеллектуалов и массы. Сложно назвать внеидеологические и внеоценочные характеристики современного общества. На наш взгляд, важнейшая из них – ориентированность на развитие, господство изобретений, новшеств, инноваций, отказ от традиции как единственного смыслообразующего, мировоззренческого принципа.

Сочетание у того или иного социума большинства перечисленных ниже черт позволяет отнести данное сообщество к современному миру. Важным элементом социума, но вовсе не всегда главным, к тому же всегда не слишком ценным, становится отдельный индивид. Патриархальные общественные структуры имели разнообразные нормы, идеи, институты, которые, несомненно, ценились выше, чем жизнь, достоинство, интересы отдельного лица. Современное общество делает человека «атомом» в толпе модернизированной черни, придатком к конвейеру или компьютеру, включенному в глобальные информационные сети, но не может без этого «винтика» обойтись.

Общая политическая характеристика любого традиционализма – наличие того или иного патриархального авторитаризма (примеры коллективистских демократий эксклюзивны). Патриархальная заданность нормативно-ценностных ориентиров, функций, ролей человека его принадлежностью к культуре, статусом, происхождением в ходе модернизации сменяется характерным для современного общества многообразием жизненных возможностей. Последние, если отбросить идеологическую демагогию, скорее всего, никогда не будут строго равными. Но наличие выбора жизненных путей и ориентиров, образовательных, карьерных, личных, мировоззренческих, социально-политических, а также неизбежность ответственности за выбор –, скорее всего, реально существующая позитивная характеристика даже неудачных вариантов современного социума. При этом считается, что поведение человека рационально детерминируется набором стимулов или внутренними установками, а не совокупностью обычаев. Ценности неосознаваемой неграмотной массой патриархальной духовности сменяются в модернизированном обществе набором прогрессистских штампов. Эти штампы отвергают, чаще на словах, чем на деле, установку на принадлежность к этноконфессиональной или локальной группе, т.е. носят универсалистский характер.