1) Аморальность любой власти, политической деятельности, права как норм, установленных волей государства, представляется очевидной как для далеких от общественной жизни обывателей, так и для многих выдающихся писателей и мыслителей. Власть, особенно в традиционных и тоталитарных обществах, бесконтрольна, абсолютна, безнравственна. Нередко эти черты власти проявляются и в современном правовом государстве. Политика – это почти всегда противостояние, перерастающее в открытые, подчас, насильственные, конфликты интересов или взглядов. «Всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно», - злую и точную метафору высказал еще в позапрошлом веке английский мыслитель и общественный деятель лорд Актон (Эктон).
Следует подчеркнуть, что проповедь нравственной политики, «честности, как лучшей политики» имеет не менее влиятельную традицию, чем идея полного отделения морали от политики. Многообразные подходы, отстаивающие необходимость нравственной политики, объединяют под названием – политический идеализм.
Аргументация допустимости и даже неизбежности насилия в политике, строгого разграничения «сфер компетентности» этики и политической науки, политики и морали, т.е. политического реализма также весьма многообразна. Классическим выразителем идеи взаимной автономии политики и морали, а не сторонником, или, тем более, адептом цинизма политиканов был Николо Макиавелли.
Сторонником «морального компромисса» в политике и для политиков был Макс Вебер. Он разделил этику убеждений и этику ответственности: первая руководствуется исключительно императивами абстрактной совести, вторая – реалиями. Соотношение между ними каждый государственный деятель определяет для себя в конкретной ситуации. Своеобразную идею институционализации нравственных требований в политике сформулировал, в частности, современный немецкий политолог Б. Сутор.
2) Освоение человеком норм и ценностей, которыми он руководствуется в политическом процессе, происходит путем политической социализации. Политическую социализацию в социально-политической науке обычно рассматривают как часть любой социализации, сложного процесса усвоения человеком норм, ценностей, социокультурных установок той социальной среды, в которой он живет. Классические теории социализации сложились в американской социологии. Западноевропейские и отечественные авторы, воспитанные в духе литературно-философской классики, в первой половине ХХ в., с большей или меньшей степенью последовательности, превращали отношения «лицо-общество» в процесс одностороннего диктата или мистическое духовное взаимодействие. В американской социогуманитарной науке еще между войнами с преодолением бихевиористского редукционизма решался вопрос о налаживании системы социального контроля за «средним американцем», человеком, впитавшим «с молоком матери» жесткий, рационалистический, отчуждающий, но, несомненно, свободный стиль поведения в обществе. Среди авторов концепций социализации, в том числе – политической, ведущие американские социологии ушедшего века – У. Липпман, Т. Парсонс, Р. К. Мертон, Д. Истон. Термин «политическая социализация появился в пятидесятые годы ХХв.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.