Лекции по политологии, страница 15

Создатели консервативного либерализма отстаивали, если изложить их концепцию в лапидарной форме, следующий путь реформ. Россия (второй половины XIХ в.) не готова к парламентаризму, партийному представительству, неограниченной свободе прессы, конституционной монархии в английском стиле, быстрому освобождению низов. Эти идеи, по, возможно, излишне резкому выражению Б.Н. Чичерина, отстаивает «уличный либерализм». Необходимы, напротив, постепенное освобождение крестьян, распространение на низы просвещения, которое одно способно в течение определенного исторического времени приучить их к новому «образу существования». Широкое развитие местного самоуправления в столь же осторожной, наименее конфликтной форме приучит и средние слои, и, постепенно осваивающие общую, равно как и политико-правовую культуру, низы к жизни в условиях народоправства. Протопарламент формируется поначалу путем цензовых и многоступенчатых выборов как совещательный орган, ограничивающий не монарха, а всевластие бюрократии. Но названные реформы получают не только религиозно-нравственную, но и законодательную, причем монархом данную основу, то есть становятся путем к октроированному (дарованному монархом) конституционализму.

Завершил этот, по сути, синтез лучших сторон славянофильства (органичность, постепенность) и западничества (признание самоценности свободы и ее формальных гарантий) уже в эмиграции, в тридцатые годы ХХ в., сформулировав модель либерального консерватизма, Петр Бернгардович Струве (1870-1944). П.Б. Струве уже не отвергал общепринятые в ХХ в. идеи демократии и представительства, настаивал на сочетании культуры, традиции и патриотизма, гарантий свободы каждого лица и сильной правомерной власти. Разумный симбиоз духовной традиции и осознанно принятой свободы отстаивал русский христианский либерализм революционного и эмигрантского периодов (С.Л. Франк, Е.Н. Трубецкой, Е.В. Спекторский).

На рубеже ХIХ-ХХ вв. в России, как и на Западе, формируется новый или социальный либерализм. Предшественником и социального, и христианского либерализма является, на наш взгляд, политико-правовая концепция великого русского философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). Отвергая социализм и анархизм, революционные радикализм и утопизм, Вл. Соловьев, одновременно с создателями западного социал-либерализма (Г. Самюэль, Э. Дюркгейм, Л. Дюги, Л. Буржуа, Ж. Клемансо, Д. Ллойд-Джордж, фабианство, катедер-социализм) и независимо от них формулирует основную для нового либерализма мысль: право на определенный, законом гарантированный минимум благ – неотчуждаемое право каждого лица.