Лекции по политологии, страница 83

Фактически, классический марксизм поставил проблему «пределов гражданского общества». Домарксова либеральная социально-политическая философия принимала как данность сведение всего многообразия частных интересов к преимущественно экономической жизни. Но при этом вполне допускалась самодеятельность индивидов и групп в любых сферах, особенно, в государственном управлении. По Марксу, анатомию (строение, внутреннюю структуру) гражданского общества следует искать в политической экономии. Один из основоположников неомарксизма, погибший в фашистских застенках лидер итальянской компартии Антонио Грамши, (умер – 1937) полагал, что гражданское общество охватывает лишь идеологическую и культурно-информационную сферу общественной жизни. По этому, явно противоречащему классическому марксизму, для которого характерен экономический детерминизм, пути и пошел склонный к красивым гуманистическим абстракциям неомарксизм.

Гражданское общество и правовая государственность – это «две стороны одной медали», современного открытого массового общества. В гражданском обществе преобладают свободно установленные горизонтальные связи между индивидами и их ассоциациями. Гражданское общество признает основные ценности современной либеральной государственности и демократической политики. В духе этих ценностей оно воспитывает и массовые, и элитарные группы. Безусловное стремление гражданского общества «играть по правилам» утверждает политическую культуру диалога и компромисса, конвенционального участия в общественной жизни. 

Поэтому многие авторы, как либерально-консервативные, так и умеренно-левые, ныне рассматривают вопрос об отношениях гражданского общества и государства диалектически. «Неизбежный дуализм» общества и государства не является основанием для конфликта между ними. Наличие самостоятельного и ответственного гражданского общества – неизбежная предпосылка эффективного функционирования современной социальной правовой и демократической государственности. Сами институты гражданского общества обеспечивают «естественный ход» развития различных сторон социальной жизни.

Лекция № 15. Политические кризисы и конфликты

  1. Реформы и революции в политическом процессе
  2. Теория революций
  3. Новейшая социально-политическая конфликтология