Лекции по политологии, страница 10

4) Идея рассмотрения общественно-политической жизни как органического, естественного процесса, в который не следует вмешиваться с абстрактными требованиями переустройства мироздания на разумных началах, неоднократно высказывалась в философской и правовой мысли. Но отрефлексированный традиционализм (консерватизм) складывается только в к.XVIII-н.XIХ вв. Его создатели – Эдмунд Берк (1729-1797, Англия), автор термина «консерватизм» французский публицист Р. Шатобриан, его соотечественники, работавшие в период Реставрации (1815-1830) Л. де Бональд, Ж. де Местр, немецкая историческая школа права (Г. Гуго - к. XVIII в.;  К.-Ф. Савиньи, Г. Пухта, основные работы которых вышли в первой половине ХIХ в.), раннее русское славянофильство.

Выстроить отношения общества и государства, политики, права с помощью теоретической модели стремились Георг Гегель (1770-1831) и Карл Маркс (1818-1883).

Лекция № 3. Особенности русской социально-политической мысли

  1. Политическая философия русского Средневековья
  2. Русский радикализм
  3. Русский консерватизм
  4. Русский либерализм
  5. Политическая философия русской эмиграции

1) Древнерусская социальная, правовая и политическая мысль содержала общие для всех патриархальных обществ идеи: неравенство лиц перед властью и законом, зависимость прав и обязанностей лица от его статуса, приоритет церковного или властного веления над законом, активное участие церкви в общественной жизни. Но с принятием христианства, оформлением первых сборников законодательства («Русская Правда») нормы единства правды (права) и закона, отказа от произвольного употребления власти князем и боярами, самоценности каждой человеческой жизни, равенства людей, понимаемого, в то время, как, преимущественно, равенство перед Богом, приходят в тексты русских книжников.

«Слово о законе и благодати» (1054 г.) киевского митрополита Иллариона, первого русского, а не греческого иерарха русской церкви, признано как первый отечественный текст, затрагивающий не только богословские, но и социально-политические проблемы. Феодосий Печорский (умер в 1074г.) подчеркивает, что мирская власть стоит на страже церковных интересов. Нестор-летописец (сер.ХI-н.ХIIвв.), создатель первой отечественной «официальной историографии»-«Повести временных лет», отмечает, что Бог стоит на стороне благочестивого князя. Консервативный вариант теории естественного права разработан нестяжателями – Нилом Сорским (1433 – 1508), Вассианом Патрикеевым (н. XVI в.), Максимом Греком (умер в 1556 г.), Феодосием Косым (сер.XVI в.), Федором Карповым (к.XV-н.XVI вв.). Идеи нестяжания, т.е. отказа от церковной собственности, разделения сфер влияния церкви и государства, обращение не к идеям византийской государственности, а к мистическому опыту византийских монахов-исихастов, т.е. молчальников, сторонников негативного богословия, внерационального единения с Божеством, позволяют рассматривать эту модель как отдаленную предтечу нравственной проповеди русского консерватизма.