Лекции по политологии, страница 86

Адекватно указали классики марксизма и на «элитарные» аспекты, способствовавшие началу всякой революции. Их не могли отбросить и осуждающие революции социологи. Несостоятельность старой элиты, «кризис верхов», не способных «управлять по старому» (В.И. Ленин), – необходимое условие революции.

Новейшие западные социологические модели революции или продолжают традицию А. де Токвиля и П. Сорокина, или используют структурно-функциональные подходы. Еще между войнами в книге «Анатомия революции» модель П. Сорокина дополнил модифицированным марксистским подходом американский социолог К. Бринтон. В качестве факторов, способствующих революционному взрыву, он назвал, и рост социально-экономических противоречий, и усиление общественного недовольства, и распространение радикальных идей в маргинально-интеллектуальной среде. «Другой стороной медали» являются неумение элиты проводить реформы или их безнадежное запаздывание.

Успех революции, по Бринтону, означает не только уничтожение старой элиты, но и раскол революционеров на умеренных и радикалов («бешеных»). Обнищание и маргинализация низов приводят к власти экстремистов. «Вершина революции» – разгул революционного террора. Дальнейший распад общественной жизни рождает апатию и усталость, революционные потрясения сменяются той или иной диктатурой.

Джеймс Дэвис и Тэд Гурр сформулировали теорию относительной депривации как источника революционных потрясений. Депривация (от англ. deprivation – «лишенность») - неудовлетворенность лица или группы своим социальным статусом, вызванная сравнением с иной ситуацией, реальной или вымышленной, которая рассматривается как оптимальная. Проще говоря, депривация – это разрыв ожиданий и возможностей. Слово «относительная», используемое большинством отечественных авторов, указывает на то, что протестное недовольство вызвано, в преобладающем количестве случаев, сравнением с положением элитарных и экономически привилегированных групп.

Дж. Дэвис и Т. Гурр указали на три пути формирования завышенных ожиданий. Первый вариант заключается в следующем. В обществе распространяются новые представления о справедливости, достоинствах, правах. Реальные возможности удовлетворять эти запросы растут гораздо медленнее. Недовольство рождает «революцию пробудившихся надежд». Второй путь – банальное ухудшение жизненных стандартов, которое приводит к «революции отобранных выгод». Третий путь или «революция крушения прогресса» совмещает два предыдущих. «Крах прогресса» означает резкий и внезапный спад уровня жизни вследствие «включения» того или иного неожиданного фактора – война, экономический крах, стихийные бедствия. Ожидания и реальность приходят в резкий конфликт, который был бы мягче, в случае определенной степени готовности к потрясениям.