Лекции по политологии, страница 68

В практике американского президенциализма - внесение президентом законопроектов, активное взаимодействие с палатами с помощью неформальных контактов, Президент является верховным главнокомандующим и формулирует внешнеполитические приоритеты.

Второй, более умеренный вариант президентской системы – это полупрезидентская республика, которая может существовать в двух моделях – а) президентско-парламентская и б) премьер-президентская система.

Президентско-парламентская система включает следующие характеристики: 1) прямые выборы Президента и парламента; 2) право Президента назначать и смещать членов правительства, включая премьер-министра, который формально является вторым лицом в государстве; 3) Парламент утверждает предложенную президентом кандидатуру премьера, парламент может выразить недоверие премьеру и кабинету; 4) в случае конфликта между кабинетом и парламентом (неутверждение премьера или вотум недоверия правительству) Президент вправе применить две тактики – или «пряника», поиска нового, приемлемого для парламента, главы кабинета, или «кнута» – роспуска парламента и назначения новых всеобщих выборов; 5) если принять во внимание два факта а)  нераспространенность данной схемы и б) ее действие, во  всяком случае, де юре, в новой России, то следует добавить теоретическую возможность столь же затрудненного, как и в президенциализме, импичмента – он возможен согласно действующей Конституции РФ; 6) заключительная характеристика  российского полупрезиденциализма – право Президента активно управлять с помощью указов, процедура отмены которых парламентом весьма затруднена, а также право отлагательного вето у Президента на тексты законопроектов, пришедшие из палат, которое преодолевается квалифицированным большинством голосов обеих палат.

Премьер-президентская схема, наиболее целостный вариант которой существует во Французской V республике, отличается от модели, которую мы только что описали, двумя моментами: 1) законодательная деятельность Президента ограничена; 2) премьер-министр и кабинет, которые получили в парламенте вотум доверия, не могут быть смещены Президентом. Конфликт между парламентом и премьером возможен, поскольку право выразить, как доверие, так и недоверие кабинету министров у парламента остается. Арбитром в этом конфликте является Президент, который и здесь имеет две возможности – роспуск парламента с досрочными выборами или торг по кандидатурам в премьеры с действующей легислатурой.