Лекции по политологии, страница 36

Лекция № 6. Социокультурные  и социальные основания политики

  1. Политическая культура
  2. Роль этноконфессиональных факторов в политике

3.  Социальная стратификация и политическая жизнь

1) Термин «политическая культура» введен немецким философом-просветителем И. Гердером еще в XVIII в. Но целостный взгляд на политическую культуру как совокупность норм и ценностей, которыми руководствуется каждая личность, принадлежащая к данной культуре, в процессе политического участия сложился лишь после Второй мировой войны в американской политической науке (Г. Алмонд, Л. Пай, С. Верба, Г. Пауэлл). В конце 50-х гг. Г. Алмонд и Г. Пауэлл сформулировали субъективистское понимание политической культуры как совокупности личностных ориентаций, которыми человек руководствуется в процессе политического участия. Иной взгляд на политическую культуру как на совокупность объективно заданных норм и ценностей, т.е., фактически, как на общественный институт, менее распространен.

Разрабатывая первую и ставшую достаточно распространенной модель политической культуры, Г. Алмонд выделил ориентационный (антропологический) и институциональный уровни анализа политической системы. При этом человек руководствуется когнитивными (сознательными), аффективными (эмоциональными, неосознанными) и ценностными ориентациями. По мнению современного американского автора С. Шилтона, именно модели политической культуры соединяют системный и институциональный подходы к политике.

В 1963 г. американские исследователи Г. Алмонд и С. Верба сформулировали классическую модель «идеальных типов» политической культуры. Модель основана на тщательном эмпирическом и количественном (научная строгость - сильная сторона американской социологии) анализе фактического социологического материала, собранного в ряде стран. Три типа, предложенных Алмондом и Вербой – это 1) приходская (патриархальная или традиционная); 2) подданническая культуры; и  3) партиципаторная (participation англ. – участие), реже – активистская, культура или культура участия. Приходская, т.е. сложившаяся вокруг церковной общины, культура не предполагает не только участия в политике, но - даже интереса к ней, эта культура ориентируется на местные, локальные, «приходские» ценности. Культура подданного сочетает интерес к политике и неучастие во власти. Культура участия – это активная вовлеченность в политику.  По мнению Алмонда и Вербы, гражданская культура – это сочетание всех трех типов с преобладанием участия.