Лекции по политологии, страница 61

1) Общая тенденция развития выборных систем не вызывает сомнений: при наличии в истории многократных «возвратных, реверсных, откатывающихся назад волн демократии» происходит расширение участия граждан в выборах. Весь позапрошлый век в развитых странах ознаменован постепенной отменой избирательных цензов. На исходе первой трети ХIХв. в тех немногих странах, где выборы стали регулярными, участие в них принимали менее 5% населения. Британцы и французы признали право голоса за всеми гражданами-мужчинами в сер.ХIХ в. При этом Франция избрала президентом Л. Бонапарта, вскоре создавшего II империю. В Англии принцип «один человек – один голос» бесповоротно утвердился  лишь после Второй мировой войны. Снижение возрастного ценза и устранение гендерных предрассудков также шло весьма непросто.

При наличии разнообразных переходных моделей, многочисленных примерах превращения выборов в фарс, подтасовок, давления на избирателей и прямого их подкупа, не только развитые, но и многие развивающиеся страны ныне безоговорочно приняли принцип – всеобщее, равное, прямое, тайное избирательное право (в нашей стране революционных времен н. ХХв. говорили «четыреххвостка»).

2) Мы выделим три варианта избирательного закона, а рассмотрим два наиболее распространенных. Итак, варианты избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и преференциальная (система предпочтений или преференций)

Сложная система учета мнений или предпочтений, «преференций», каждого избирателя «в чистом виде» почти не встречается. Ее элементы, встроенные в одну из двух других моделей, напротив – явление весьма распространенное. В системе партийных списков (это наиболее часто встречающийся пропорционализм) можно предоставить каждому избирателю право или вписать собственные кандидатуры, или ранжировать имеющийся список партийных лидеров по своему усмотрению. В мажоритарную систему или систему большинства (но это скорее бывает на выборах регионального или муниципального уровня)  легко интегрируются те или иные многомандатные бюллетени: избиратель выбирает не единственного кандидата, а указывает, - возможно, в порядке своих предпочтений (1,2,3…), возможно, без упорядочения,  нескольких кандидатов. Но все это весьма затрудняет подсчет для системы избирательных комиссий, которая, несмотря на участие в ее работе партийных активистов, остается неповоротливой бюрократической машиной, а также усложняет выбор обывателя.