Лекции по политологии, страница 34

В межвоенный период складывается двойственный взгляд на политическое поведение – сочетание биологизаторства, а также упрощенного психологизма с персонализмом или ценностными подходами. Выделяется несколько уровней, на которых в индивидуальном сознании воспринимается политика. Архетипы – это некритически воспринятые, часто неосознанно усвоенные, коллективные воззрения и верования. Более подвижен и может быть усовершенствован набор привычек, сложившихся в ходе социализации установок, личностных мотиваций, ролей и функций. Важную роль играют личностные эмоциональные и характериологические черты.

О политическом участии писали многие авторы, занимавшиеся проблемами политической социализации. На Западе широко известна модель идеальных типов социализации и последующего участия в общественной жизни, предложенная классиком американской социологии Робертом Кингом Мертоном и вполне применимая и для анализа политического поведения. Социолог анализирует «вечную» проблему соотношения целей и средств, и, на наш взгляд, совершенно верно указывает неизбежно возникающий в современном развитом «обществе равных возможностей» конфликт: рекомендованные этим обществом цели и доступные, конвенциональные (т.е. общепринятые) средства их достижения находятся в скрытом, а временами – явном, противоречии.

Мертон (как и целый ряд других ведущих американских социологов-Т.Парсонс, А.Коэн, С.Верба) рассматривает девиантное, отклоняющееся, неконвенциональное поведение не как патологию, а как выход за рамки стандарта. Сходные процессы могут породить и конформизм, и девиацию. Альберт Коэн прямо отождествляет любое недевиантное поведение с конформизмом. Классик американской социологии Толкотт Парсонс (1902-1979) отмечает, что социально-политическая напряженность в ряде случаев может быть сведена на нет самими институтами.

Мертон выделяет четыре возможных модели отношения лица к своей социально-политической активности: конформист, новатор, ритуалист, изолированный индивид (в традициях русской литературы и социологии его можно назвать нигилистом). Последний отвергает как рекомендованные обществом цели, так и средства их достижения и в кризисной ситуации может стать последователем той или иной экстремы. Ритуалист следует конвенциональным правилам поведения (социально одобренным средствам), но не приемлет навязанные обществом цели. Абсентеизм или аномическое (безответственное, но лишенное активного протеста) поведение вполне может, в ряде случаев, стать внешним проявлением ритуального конформизма. По Мертону, собственно конформист – это лицо, принявшее все конвенциональные нормы. Молчаливое консервативное большинство сытых западных обществ рекрутировано из этой, в общем-то, обывательской среды. Новатор принимает цели, но отвергает устоявшиеся механизмы их достижения и, по-видимому, будет активным сторонником реформ. Иногда появляется пятый вариант (как разновидность аномии и изоляции) – мятежный индивид, пребывающий в состоянии выбора, длительной нерешительности.