Лекции по политологии, страница 109

Наличие массовых бедных и маргинальных слоев, не готовых к современному стилю жизни, становится препятствием на пути прихода нормальной экономики. Еще раз отметим, что этот конфликт, как и большинство политических конфликтов, рожден действиями «с двух сторон». Прийти во многие бедные страны с серьезными инвестиционными проектами, а не подачками, западная политическая и финансовая элита еще долго не будет готова. Массовая бедность становится питательным бульоном для терроризма и экстремизма. Террор рождает неадекватные «ответные меры» - круг замыкается.

Острый демографический кризис имеет ряд истоков. Но важнейший из них – все тот же неудачный приход цивилизации. Появление, пусть в ограниченном объеме, современной медицины (профилактические прививки, антибиотики, ряд других доступных даже в условиях не слишком развитого здравоохранения рецептов) снизили в полупатриархальном мире детскую смертность. А высокая рождаемость осталась в силу целого ряда причин. Полунатуральное непроизводительное хозяйство требует рабочих рук, культурные запреты и банальная малограмотность не позволяют прибегать к абортам и средствам контрацепции. И ключевую роль играет социокультурный или, точнее, социально-психологический фактор. Чтобы перестать «плодиться как котятам», низам в слаборазвитых странах необходимо принять «поганые» западные социокультурные установки – урбанистический стиль жизни, супружеский тип семьи, ориентация человека на личностный успех, а не воспроизводство себя в последующих поколениях.  

Здесь же ключ к решению проблем массовой нищеты. Необходимы не только гуманитарные подачки, хотя без помощи со стороны развитых стран беднейшим странам «четвертого мира» не выжить. Развитые страны и ТНК должны приходить в «третий мир» не с подачками или, тем более, бессмысленными силовыми акциями, а с долгосрочными инвестиционными проектами. Они к этому явно не готовы, но и здесь ответственность в равной мере лежит на обеих сторонах: низшие слои слаборазвитых стран пока не способны к современному стилю работы и жизни.

Критическую роль играет межконфессиональное и социокультурное противостояние. Утверждение иных образовательных, трудовых, поведенческих стандартов станет ударом по самобытности. Скорее всего, это неизбежная плата за выход из порочного круга нищеты. Еще раз отметим, что совмещение традиции и модерна возможно (примеры - Япония, Турция, Индия). Но в целом, утверждение очень жесткого стиля современной экономики заставит большинство людей забыть о самобытности. Многим традициям придется занять место в музеях и трудах специалистов.