Лекции по политологии, страница 80

3) Становление практики социального государства мы рассмотрели в историческом контексте. Сам термин появился у немецких авторов Лоренца фон Штейна и Р. фон Моля в середине позапрошлого века. При этом социальное или «культурное» (австрийский социолог Л. Гумплович, русский юрист Г.Ф. Шершеневич) государство противопоставляли сто лет назад правовому. Ряд русских и немецких авторов, работавших на рубеже XIX-ХХ вв., близких неокантианству или этическому социализму (Р. Штаммлер, Г. Еллинек, Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий, И.А. Покровский, П.И. Новгородцев, В.М. Гессен и др.), преодолевают подобное противопоставление. Они начинают рассматривать социальные права как права естественные, неотчуждаемые, а государство, защищающее все три поколения прав человека, называют, «государство правовое и социалистическое»  (Б.А. Кистяковский). Еще раньше подобную мысль высказал Вл. Соловьев, считавший, что каждый человек имеет право на человеческое достоинство – «достойное человека существование».

Термин «социальное правовое государство» введен в межвоенный период. Его автором считается немецкий исследователь Герман Геллер (1930). Современные международно-правовые нормы (Всеобщая декларация прав человека; Международный  пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт о социально-экономических и культурных правах; документы, принятые по гуманитарным вопросам Европейским Союзом) содержат, де юре, весь комплекс прав и свобод. 

Отличие современного социального государства от правового - в качестве неотъемлемых прав лица рассматриваются и социальные права. В остальном, правовая и социальная государственность характеризуются набором признаков, которые перечислим ниже:

·  Единство права и закона;

·  Безусловные гарантии прав отдельного лица и меньшинства;

·  Выборность представительной власти, первых лиц администрации, муниципальной власти при соблюдении общепризнанных выборных норм – всеобщее, равное, прямое, тайное голосование, отсутствие административного вмешательства в ход выборов, независимость избирательных комиссий, которые подчиняются только закону, судебное рассмотрение отказов в регистрации кандидатов и их списков, свободная агитация при равном доступе кандидатов к государственным СМИ;