Лево-либеральные пути решения арабо-еврейского конфликта (единое арабо-еврейское государство с безусловным гражданским равноправием независимо от этноконфессиональной принадлежности каждого лица) поддерживают видные иудейские богословы Мартин Бубер и Иуда Магнес, которых иногда называют сионисты-пацифисты. Исследуя религиозные основы ближневосточного конфликта, Р.и Х. Рютеры, приходят к выводу о том что, либеральное крыло американских сионистов (сторонников самостоятельной еврейской государственности) выступают за секуляризованный Израиль, где нет фактического и юридического превосходства одной этноконфессиональной общины. Преодолеть этническую и религиозную исключительность, достичь мира с арабами призывает, например, живущий в США еврейский богослов Марк Эллис. Евреи-сторонники леволиберального решения арабо-еврейского конфликта, Р. Баум, Абба Эбан и др., указывают на злоупотребление символикой Холокоста со стороны израильских правых и предлагают отказаться от подобных спекуляций на тему реально имевшей место человеческой и национальной беды.
Наиболее интересна и противоречива позиция собственных израильских евреев-религиозных ортодоксов. Ортодоксы осуждают сионизм как политическое движение с неправильной установкой на борьбу за самостоятельное еврейское государство (Израиль к любым успехам должен привести новый мессия. Христа за этого мессию приняли христиане, которые «по рождению» – секта в иудаизме). В текущей израильской политической жизни немногочисленные партии ортодоксов занимают крайне правые антиарабские позиции.
3) При всей важности социокультурной традиции, личностных мотивов или устоявшихся стереотипов, политика, что подтверждается и многими эмпирическими исследованиями, – это столкновения по поводу участия во власти различных социальных групп. А индивидуальное участие – это, в значительной мере, отражение, возможно искаженное, стремления улучшить собственные статусные характеристики и (или) перспективы.
Социальная стратификация – это расслоение общества по четырем основным признакам: власть, доходы, образование, престиж. Сама по себе социальная группа – лишь потенциальный субъект политики. Побудительным мотивом для политической активности той или иной общности является наличие интересов, которые она может реализовать, лишь используя властные механизмы. Насколько эффективно будут защищены интересы данной общности, зависит не столько от ее потенциальной силы, сколько от активности, влияния, формальных и неформальных ресурсов тех «вторичных ассоциаций» (А. де Токвиль), партий, организаций, движений, групп влияния, которые транслируют интересы социальной общности на политическом уровне. Система социально-политического представительства интересов общественных групп во властных отношениях – посредник между обществом и государством (подробнее об этом см. лекции №№ 8-9).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.