· Необходимо обеспечить гражданам минимально необходимый уровень достойного существования, но не надо заботиться о равном благе для всех (в США аналогичную мысль последовательно проводит еще один классик современного социального либерализма – Дж. Роулз);
· Нужны более строгие модели определения размеров и направлений использования социальных бюджетов;
· Одним из твердых правил должна быть предельная адресность социальных услуг (и у нас, и на Западе есть явная проблема – льготы и дотации из государственной и муниципальной казны получают активные и мобильные представители средних слоев, а не склонные к патернализму и рентным установкам бедняки);
· Социальная помощь в большей мере должны быть делом местного самоуправления, муниципалитетов, гражданских ассоциаций, а не государственной бюрократии («Меньше государства – больше децентрализации», - пишет Дарендорф).
5) Гражданское общество в политико-правовой мысли рассматривалось очень неоднозначно. Мы сделаем следующее, очевидно упрощающее, допущение. В Новое и новейшее время общая тенденция присутствует: социум, до того бывший, аморфной, погруженной в традицию, сакральность, иерархии, структурой, становится гражданским обществом, сферой самостоятельной деятельности индивидов и их ассоциаций, независимой от государства. По мнению Г.Гегеля, с некоторыми оговорками признаваемому ныне и умеренно-левой, и либеральной, и просвещенно-консервативной традициями, гражданское общество – комплекс частных лиц, классов, групп, корпораций, отношения между которыми регулируются гражданским правом и независимы от государства.
Ранний европейский и североамериканский либерализм (Дж. Локк, А. Смит, А. Фергюсон, В. фон Гумбольдт, Т. Пейн, Дж. Мэдисон, Г. Торо) решительно попытался подчинить государство обществу. Модель «минимального государства», превращенного в «сферу услуг», впрочем, оказалась не очень жизнеспособной. Умеренные авторы, и либеральной, и консервативной, и социал-реформистской ориентации (Э. Берк, А. де Токвиль, Б. Констан, Дж. Ст. Милль, Дж. Дьюи, Р. Нибур, Дж. Кейнс, К. Поланьи и многие другие) в XIX-ХХ вв. попытались выстроить модель взаимоотношений между государством и обществом. Общая логика этой модели – приоритет прав человека, безусловная неприкосновенность частной собственности и частной жизни, наличие у общества и государства отношений, не столько подчиненности или конфликта, сколько диалога и взаимной ответственности. Крайне «правый», консервативной вариант описанной схемы предложен Г. Гегелем. Гегель подчиняет гражданское общество государству, считая, что для согласования противоречивых частных интересов требуется «социальный арбитр».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.