Лекции по политологии, страница 43

Идеологическую функцию политического сознания «берут на себя» государство и институты политической системы. Функционирование политического сознания как политической теории, т.е. выполнение им когнитивной и прогностической функций происходит «на стыке» науки, анализа и идеологии. Аналитические и научные центры, обслуживающие властные структуры или партии, готовят идеологизированный продукт, независимые исследователи и публицисты пытаются, по М. Веберу, быть «свободными от оценок». Коммуникация остается функцией СМК и духовных практик. 

Идеологические конструкции, независимый анализ, их отражение в СМК и духовной культуре рождают эмпирическое политическое сознание и его откровенно упрощенную, «обывательскую» или обыденную версию. Эмпирическое политическое сознание – это практическое выражение политической теории и идеологии. По сути, эмпирическое политическое сознание – это специализированное политическое сознание политиков, общественных деятелей, журналистов, функционеров и активистов партий и движений. Обыденное политическое сознание или сознание массы включает, и явно упрощенные теоретические, и идеологические элементы.

Противоречивую и весьма неоднозначную роль в социально-политической жизни политическая философия играла практически всегда. Не претендуя на «истину в последней инстанции», выскажем почти очевидные соображения. Социальная и политическая философия, теоретические рефлексии по поводу общественно-политической жизни, имеют свою внутреннюю логику развития.

Ложное или искаженное сознание в истории проявлялось многократно. Сам феномен искаженного сознания также с разных сторон подвергался научному анализу (В современной политико-социологической литературе близость идеологии и мифа, а также религиозного сознания рассматривается регулярно. См. напр.: Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции / А.И. Соловьев // Полис, 2001, №2. - с. 9).

Не используя само слово «идеология», Н. Макиавелли указывал на то, что ложные теоретические и обыденные представления о должном общественном устройстве могут помочь правителю держать чернь в повиновении.

Термин «идеология» введен французским философом А. Дестютом де Трасси в к. XVIII в. Де Трасси стремился систематизировать сложившиеся социально-философские модели и вошел в историю не столько своим анализом, оказавшимся не самым глубоким, сколько попыткой, пусть не слишком удачной, дать научное понимание идеологии.