1) Мы будем рассматривать политику как сферу общественной жизни, в которой происходит распределение властных полномочий. Входя в мир политики, мы решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, частных или бытовых отношений. Этими же проблемами озабочены люди, проживающие в одних с нами стране, регионе, местности, принадлежащие к одной с нами социальной группе. Момент связи частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (сообщества), обязательно присутствует в любом виде политики. Именно мир политики в той или иной мере связан с существованием и функционированием государства, социального института, который решает проблемы и задачи, интересующие все общество, в связи с которым функционирует данная государственная структура. Для многих авторов, политика всегда связана с государством.
Политика – и сфера общественной жизни, и социальная активность лиц и групп, и тип социальных отношений. Три важнейшие традиции в истории политических учений: религиозно-мифологическая, юридическая, политико-социологическая. Их мы рассмотрим ниже (см. лекция №2). На обыденном уровне вполне понятно, что три различных подхода рождают и очень разное представление о политике как объективно заданном предмете науки. Формируются различные научные картины (парадигмы) мира политики.
Теологическая парадигма, воплощение религии и мифа как способов анализа политики, и поныне существует, отражая первую из названных традиций. Стремление превратить политику в сферу утверждения норм правды и справедливости (вовсе не обязательно революционными или откровенно утопическими путями), как и вполне обоснованное желание улучшить общественную жизнь неизбежно, и, поэтому, сохраняется этико-юридическая парадигма.
В ранней социологии (вт.пол.ХIХв.) весьма распространены географические, биологизаторские, органицистские подходы. Общественная жизнь, по мнению их авторов, целиком детерминировались природно-климатической средой, биологическими факторами, или отождествлялась с гигантским организмом. Натуралистическая парадигма политической мысли «в чистом виде» ныне встречается редко: де-юре признавший нормы политкорректности мир не может принять ее очевидных интерпретаций – расизм, социал-дарвинизм и т.п. Социология преодолевает натуралистический и иные варианты редукционизма (упрощенчества) примерно 100 лет назад. Политико-социологический взгляд становится преобладающим, хотя, безусловно, не единственным. Политика рассматривается - в рамках политико-социологического подхода - как сфера общественной жизни, в которой происходит распределение властных полномочий между различными социальными группами
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.