Лекции по политологии, страница 47

Модели рационального переустройства сложившихся общественных отношений предлагались мыслителями разных эпох и культур. Но в традиционном обществе эти модели, как правило, не рассматривают человека ни как объект, ни как субъект преобразований. 

Формирование культуры индивидуализма, функционального рационализма и гуманизма, рожденной Ренессансом, Реформацией и Просвещением, позволило сформулировать идеологические конструкции, которые предлагают человеку перестроить мир для себя. Социалистическая и либеральная идеология в их близком к современному понимании рождены «веком Разума», воплотили все достоинства и недостатки нового и новейшего гуманизма.

3) Концепции естественного права и общественного договора, политико-правовое выражение новоевропейского гуманизма, стали важнейшим теоретическим источником либеральной, и одной из ключевых составляющих социалистической идеологий. Либерализм в XIХ в. оставался идеологией немногочисленных средних, т.е. буржуазных слоев и обуржуазившейся аристократии. В политической практике его оппонентами была не леворадикальная, внесистемная социалистическая оппозиция, а сложившийся к тому времени консерватизм. Классика либерализма ХIХ в. в силу исторических причин проявлялась в разных странах по-своему. Но набор идей, сложившийся тогда и воспринятый на Западе ныне всеми мало-мальски влиятельными политическими силами, остался неизменным.

Государство должно брать на себя минимум функций. Это положение уже два века не меняется. Но, что следует считать минимумом, либерализм разных эпох понимает по-разному. Первоочередными правами человека являются гражданские и политические права. Социально-экономические возможности человека – в его руках. Лишь свобода частнохозяйственной деятельности обеспечит рост общественного богатства. Отсюда рождаются классический принцип фритредерства (free trade - англ. - свобода торговли) - «чем меньше государства, тем лучше». Ограничения на свободу человека налагают установленные государством законы и свобода окружающих лиц. При этом нормы, установленные государством, не должны противоречить естественным правам человека. Право на участие в управлении государством признается не только на практике, но и в теории за самодостаточными, т.е. состоятельными гражданами.