Лекции по политологии, страница 9

3) Социально-политическая доктрина раннего протестантизма. Реформация стала ответом не столько на реальные противоречия между доктриной и практикой официального Ватикана, сколько выражением, как всегда бывает в истории, весьма противоречивым, требований общественного развития. Концепция равенства людей перед Богом вне зависимости от их статуса, высказанная М. Лютером, стала одной из первых в истории доктрин равноправия, впоследствии использованная ранними либеральными идеологами для обоснования необходимости свержения феодальных порядков. 

Идея естественного права в новоевропейской интерпретации стала идеологией буржуазных революций. Люди наделены от природы равными правами, поэтому монархические и феодальные порядки нуждаются в радикальном разрушении – так можно кратко сформулировать пафос «свободы, равенства и братства». Идеологию «третьего сословия» в период становления буржуазных отношений (XVII-XVIII вв.) можно охарактеризовать как юридическое мировоззрение. Его различные интерпретации предложили Г. Гроций и Б. Спиноза (Нидерланды), Т. Гоббс и Дж. Локк (Англия), Ш.-Л. де Монтескье и Ж.-Ж. Руссо (Франция), С. Пуфендорф, Х. Томазий, Х. Вольф (Германия).

Объединили этих, признанных на сегодня классиками политической философии и, нередко, противостоящих друг другу, мыслителей две общие идеи – упомянутая выше концепция естественного права и теория договорного происхождения общества и государства. Естественное право – совокупность абстрактных представлений о праве и справедливости, обоснованная ссылкой на нравственные ценности. Общественный договор – договор, заключаемый между людьми, находящимися в догосударственном, дообщественном, догражданском состоянии об учреждении общества и государства.

В ходе Французской революции в политическую практику вошли и демократическая идея – абсолютный суверенитет народа, и ведущее положение либерализма – приоритет естественных прав человека. Создатели современной либеральной модели, французские политические мыслители Бенжамен Констан (1767-1830) и Алексис де Токвиль (1805-1859), немецкий автор Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), английские либералы Джереми (Иеремия) Бентам (1748-1832) и Джон Стюарт Милль (1806-1873) окончательно разрешили эту коллизию в пользу прав лица: права человека – безусловный принцип, интересы отдельного лица стоят над интересами государства и общества. Демократия, принятие решений «по большинству» – лишь относительный принцип, удобный способ принимать решения.