Лекции по политологии, страница 81

·  Строгое разделение властей, суд и администрация подзаконны, парламент подчинен конституционной хартии, возможна судебная проверка конституционности парламентских решений высшей судебной инстанцией или специальным конституционным судом;

·  Для граждан и их ассоциаций, структур гражданского общества, действует принцип – «позволено все, что прямо законом не запрещено», административный отказ в праве заниматься любой деятельностью (общественной, коммерческой, иной) должен быть строго обоснован нормой закона, а по форме являться официальным мотивированным решением, которое легко может быть обжаловано в суде;

·  Для административных органов действует обратный принцип: исполнение лишь функций, прямо предписанных нормативно-правовыми актами;  

·  Суд независим, несменяем и подчиняется только закону;

·  Действует реальный идеологический и политический плюрализм, отсутствует официальная идеология, государство отделено от церкви. 

4) Проблемы новейшей социальной государственности последние три десятилетия активно анализируются. И в публицистике, и в научной аналитике уже «притчей во языцех» стали примеры распространения в богатых развитых странах патерналистских и рентных установок, а также социального иждивенчества. Высокие налоги, гарантии занятости, размер пособий, сопоставимый с заработком на непрестижной работе, превратились в дестимуляторы экономического роста и демотиваторы высокопроизводительного труда. В книге Р.Дарендорфа «Фрагменты нового либерализма» (1987) (См.: Дарендорф Р. От социального государства к цивилизованному сообществу // Полис, 1993, №5) отмечается, что социальное государство становится все более дорогим. Растет бюрократизация, связанные с ней неэффективность расходования казенных средств и прямая коррупция. В то же время Р.Дарендорф отмечает, что принципиальная позиция умеренно-левых и либеральных кругов верна. Он пытается дать ответ на новейшие вызовы, брошенные социальному либерализму, и приходит к таким выводам:

·  Замысел социального государства – лишь свободные от нужды люди способны реально воспользоваться своим правами – равно как и метод – взаимная ответственность власти, бизнеса, общества – верны;