Религиозно-политические модели Средневековья. В европейской культуре, в том числе политико-правовой, попытка рационализации политики, теоретической рефлексии об общественном порядке сделана в христианстве. В христианстве сложились, нередко отвергаемые официальной церковью, идеи свободы и равенства людей.
Виднейший «отец католической церкви» Августин Аврелий (354-430) исходил из предположения о том, что человек Божьей волей наделен свободой выбора между добром и злом. Поэтому, светская власть не всегда отождествляется с Земным градом, а христианская церковь - с Градом Божьим. Выбор делают и иерархи католической церкви-наместницы Божьей на земле, и светские кесари, и каждый человек. Следуя Августину, католические идеологи не отвергают принцип относительной независимости земных монархов в политических делах, отказываются, на словах, от непосредственного участия в политике. Следуя «учителю церкви» Августину, католические иерархи отстаивают независимость духовной сферы и духовных пастырей от земных владык.
Реальная практика отношений церкви государства в дореформационный период (V-сер.XVI вв.) представляла непрерывную борьбу двух традиций – папоцезаризма-претензий Ватикана на политическую власть и цезарепапизма-стремления наиболее влиятельных монархов полностью подчинить себе католическую церковь.
Фома Аквинат (1225-1274) в эпоху Высокого Средневековья предпринял интересную попытку предельно рационализировать взаимоотношения политического тела-государства и Божьего града. Соглашаясь с идущими еще от Августина общехристианскими политико-философскими ориентирами – признание за христианином права на свободу личностного выбора, взгляд на государство как на земной аппарат достижения справедливости, охраны духовной жизни, Аквинат отстаивает приоритет Божественного закона, норм, данных Господом природе и человеку, над правом человеческим, т.е. правом, установленным монархом. Между Божественной нормой и земным законом и, несомненно, выше последнего, стоит естественное право. Право на справедливость – естественное право человека, данное Богом. Оно выше земного закона.
Согласно метафизике Аквината, Бог создает инструментальные причины всего сущего - «божественный инструментарий», с помощью которого затем управляет миром. И сложившиеся законы природы Господь уже изменить не вправе. Бог, образно говоря, - абсолютный монарх. Но не тиран и деспот. Отсюда рождается «идеальный тип» абсолютной монархии, никогда в Средневековье и Новое время не актуализировавшийся. Абсолютный монарх, конечно же, соединяет власти. Но нормы, которые монарх принял как законодатель, он обязан соблюдать как правоприменитель – верховный судья и первый чиновник.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.