Лекции по политологии, страница 17

Сборник статей группы авторов-эмигрантов «Смена вех» (1921 г.) провозглашал отказ от противоборства с Советской властью. Объединило евразийцев и сменовеховцев, а также трагически завершившего свой человеческий и творческий путь видного философа и богослова отца Павла Флоренского (в сталинском лагере, незадолго до расстрела, на обрывках бумаги писал хвалебное эссе о наступившем торжестве тоталитарной идеократии как истинно русского правления)  упрощенное восприятие Советской России (СССР) как исключительно наследницы России традиционалистской. Не лучшие социально-политические характеристики старой России (антидемократизм, всесилие бюрократии, особенно представляющей силовые ведомства, выдаваемые за государственность и решение геополитических задач) дополнялись даже в сталинском революционном консерватизме, а, тем более, в годы относительной либерализации режима, последовательным курсом на жесткую модернизацию России, распространение и внутри страны, и за ее пределами - в силовом, военном противоборстве или мирном сосуществовании-противостоянии – левых, интернационалистских, общегуманистических идей.

П.А. Сорокин и Н.С. Тимашев, не разделяя казенного «сменовеховского» патриотизма, полагали, что отказ от вооруженной борьбы с режимом, тем более, с привлечением армий и спецслужб враждебных России западных держав, будет благом для новой, лишь ненадолго оказавшейся под властью большевиков, России. Позиция Тимашева и Сорокина: несколько лет, возможно, десятилетий, бескризисного развития, и советский режим естественным путем трансформируется  в мелкобуржуазный, а затем и в стабильный модернизировавшийся буржуазный строй.

Модель неомонархизма, «правового авторитаризма», как единственного спасения от антидемократизма левого предложил Иван Александрович Ильин (1883-1954). Вполне адекватно Ильин оценил советский тоталитаризм как слияние, внеправовое и внерациональное, государства, лица, общества. Это мистическое единство уничтожает и общество, как самоорганизующуюся структуру, и человека, как ответственную личность, и государство, как правовой институт. Решительно настаивает Ильин на частной собственности и частном хозяйствовании, неприкосновенности частной жизни как основе личной духовной  свободы.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) ранее виднейших представителей западной социально-политической мысли Х. Ортеги-и-Гассета, Х. Арендт указал на массовое общество как исток тоталитарных режимов. Отрицая либерализм как буржуазную («потребительскую») идеологию, Н. Бердяев на всем своем достаточно длительном творческом пути отстаивал безусловную ценность свободы. От этом, в частности, пишут А.А. Щёлкин, Б.Ф. Сикорский и др. (См., напр.: Сикорский Б.Ф. Н.А. Бердяев о роли национального характера в судьбах России / Б.Ф. Сикорский // Социально-политический журнал. – 1993, №№ 9-10.–сс.101-109)