Основное общественное противостояние вт.пол.ХХ-н.ХХIвв.- борьба традиционализма (иногда прямо традиционалистских государств и общественных сил) и модерна (иногда функции лидеров модерна с большим количеством проблем берут на себя развитые страны). В идеологическом дискурсе противостояние «либерализм-социализм» сменяется противостоянием гуманизма, демократии, общечеловеческих ценностей и насилия, воинствующего отстаивания принципов, фундаментализма, терроризма. На Западе, как мы выше отметили, не осталось влиятельных либеральных партий, но демократия как открытая политическая конкуренция, права человека, иные ставшие традицией ценности открытых обществ принимаются как внеидеологические.
1) Системный взгляд на политику позволил избежать как социально-психологических упрощений, так и политико-философских абстракций. Первые модели политико-системного анализа предложены североамериканскими исследователями Д. Истоном (работа, так и названная «Политическая система вышла в 1953г.) и Г. Алмондом. По их общему мнению, почти безоговорочно вошедшему затем в англоязычную политическую социологию, политическая система – это механизм реагирования противоречивого конгломерата «общество-государство» на те импульсы, которые они посылают друг другу и сигналы, приходящие из внешней среды. У более последовательного сторонника структурного функционализма Д. Истона в основе политико-системного анализа – кибернетические подходы. Г. Алмонд, как мы уже отмечали, дополняет институциональный анализ социокультурным (работа Г.Алмонда, написанная в соавторстве с Дж. Пауэллом, «Сравнительная политика» вышла в 1966г.)
По мнению Д. Истона, политическая система – это комплекс норм, действий, процедур, лиц и групп, посредством которого происходит авторитарное распределение ресурсов, согласование интересов, регулирование конфликтов. Легитимность политической системы, по Истону, - это признание гражданами предложенных механизмов распределения как обязательных. Согласно антропологическому подходу Алмонда, политическая система становится еще и совокупностью политических позиций, обусловленных как объективно существующими социально-экономическими интересами, так и сложившимися мифологемами и идеологемами, обычаями и привычками, архетипами и стереотипами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.