1) В узком – исключительно политическом - значении, государство – это оформленная совокупность политических институтов (структура политического господства), наделенных верховной властью (суверенитетом). В широком значении, государство – это политически организованный народ, проживающий, как правило, на определенной территории и подчиняющийся суверенной публичной (т.е. не общественной, а стоящей над обществом) власти. В течение длительного исторического времени слово «народ» (совокупность граждан) в нашем определении можно было заменить словом «подданные».
В политико-юридической литературе называются несколько моделей происхождения государства: теократическая, патриархальная, договорная, насильственная, антропологическая, позитивистская, марксистская.
Теократическая модель рассматривает государство как порождение божественной воли. Патриархальная модель интерпретирует государственную власть как власть отца разветвленного семейства (Р. Филмор). Классический вариант конктрактуализма сложился в прямой полемике с патриархальной теорией (О. Сидней, Дж. Локк). Теории насилия были весьма популярны у видных немецких социологов (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский, Ф. Оппенгеймер) на рубеже XIХ–ХХ вв. По мнению этих теоретиков, первые государства возникали как результат насильственного подчинения одного этноса другим. Этот же тезис естественности и неизбежности войны и насилия нередко используют и антропологические модели (природа человека требует жизни в иерархизированном сообществе). Ряд умеренно-левых и либеральных авторов, в основном, социологов, рубежа ХIХ-ХХ вв. (Э. Дюркгейм, Л. Дюги, Л. Буржуа, М.М. Ковалевский) стали рассматривать государство как выразителя и носителя общественной солидарности. Консервативные модели формирования национального государства, не отвергая, ни концепции насилия, ни роль антропологических факторов, ни естественноисторические причины генезиса политических институтов, обращают внимание на неизбежность межличностных и межэтнических конфликтов и хотя бы потенциальную возможность государства их регулировать. Особую роль государства как воплощения высших духовных ценностей подчеркивают многие выдающиеся мыслители, принадлежащие к умеренно-консервативной традиции просвещенного этатизма (Г. Гегель, А. де Токвиль, Б.Н. Чичерин, Дж. Джентиле). Марксистская и позитивистская концепции сложились во второй половине ХIХ в. (помимо классиков марксизма, Льюис Генри Морган (1818-1881), достаточно логично и последовательно указав на естественноисторические причины появления государства. Психологические факторы рождения государства указали британские классики – Дж. Локк сосредоточился на рациональных, Т.Гоббс – на эмоциональных.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.