Лекции по политологии, страница 40

Карл Раннер отмечает, что христианство стремится жить в свободном и мирном обществе, создающем условия для религиозного плюрализма. По его словам, «создание однородной секулярной идеологии означало бы конец истории». Либеральные теологи ведут диалог с марксизмом. Признается факт социальной несправедливости современного общественного устройства и необходимость ее преодоления, И.Б.Мец отмечает: «Лишь в полном сознании своей социальной ответственности вера и церковь способны выработать критическое отношение к обществу».

Рудольф Бультманн (1884-1976), либеральный протестантский богослов, в своем мировоззрении пытается опираться на ницшеанские и хайдеггеровские эсхатологию и антигуманизм. Антропоцентризм, ставший базой ренессансной и просвещенческой культуры, отвергается. Смерть Бога, провозглашенная Ф.Ницще, а затем и М. Хайдеггером, становится у христианского мыслителя основанием для поиска нового понимания божества. Следуя Давиду Фридриху Штраусу, Р. Бультманн стремится перейти от евангельского Иисуса к историческому. Евангелие – явное искажение в угоду доктрине человеческого образа Иисуса, страдающего и ищущего мудреца, не чурающегося, в то же время, мирских чувств и радостей. Казнен римским наместником Христос не на потребу толпе, желающей распять пророка-обличителя, а как политический оппонент императорской власти. Р. Бультманн предлагает создать понимающую (герменевтическую) теологию, которая позволяет порвать характерный для ортодоксальной догматики «герменевтический круг»: Иисус – воплощение божества (в котором, согласно догмату, едины две природы), а воплощение божества абсолютно и лишено человеческих черт. Необходимо преодолеть этот логический круг, рождающий кризис рациональной протестантской теологии. Д.Ф.Штраус и Р.Бультманн считают возможным понять истинного Иисуса и принять «эсхатологическую весть о нем» (Р.Бультманн).

И. Вайс и Альбрехт Ричль рассматривают историю Нового времени как воплощение социальных и этических евангельских заповедей. При всей кризисности общественного модерна нельзя не отметить и определенное сглаживание социальных конфликтов, рост достатка и образованности массовых социальных групп, деколонизацию, распространение демократии и активистской политической культуры. Х. Кокс в работах 1980-х годов полагает, что либеральная теология сделал свое дело и должна уступить место теологии постмодерна. Основная идея последней – дальнейшее изменение роли религии в мире. Теология постмодерна создается теми, кто жил в этом мире, но целиком ему не принадлежал, т.е. жизнью служил Богу, участвовал в общественной жизни и соблюдал заповеди (например, Мартин Лютер Кинг). В рамках религиозного постмодерна рождена «религия феминизма» (Фьоренца Шюсслер, Розмари Рютер, Мэри Дейли).