Последовательно либеральный вариант концепции просвещенной монархии предложен Семеном Ефимовичем Десницким (1740-1789) и Яковом Павловичем Козельским (1729-1795). Я.П. Козельский отстаивал идеи своеобразного политического идеализма: естественные права человека, договорные отношения государства и общества, равенство граждан, отмена крепостного состояния, справедливое уравнение собственности. Русский либерализм прошел в XIХ-н. ХХ вв. три фазы. Правительственный либерализм первой четверти XIХ в. стал прямым наследником теории и, в какой-то мере, практики просвещенной монархии (Екатерина II, Александр I). Консервативный либерализм как целостная историософская и политико-правовая модель сформировался в пореформенный период. Новый или социальный либерализм появился в н.ХХ в.
Ведущими представителями правительственного либерализма были Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839), Николай Николаевич Новосильцов. Модель реформ, предложенная М.М. Сперанским, - это плавное преобразование России в конституционную монархию. Проекты Сперанского и, в еще более осторожной форме, Новосильцова предполагали добровольное ограничение власти монарха октроированной (дарованной) конституцией, создание двухпалатного парламента, строгое разграничение исполнительной, законодательной и судебной властей.
Фактически в парадигме умеренного западничества сложилась так называемая «государственная» (юридическая, государственническая) школа отечественной историографии и юриспруденции (К.Д. Кавелин, А.Д. Градовский, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин). Согласно их концепциям, Россия – это социокультурный тип, не отличающийся от Запада по направленности исторического прогресса: к расширению образования, достатка, свободы лиц, утверждению частной собственности и конституционализма. Но реалии исторического развития Руси предопределили два взаимосвязанных момента: отсталость и гипертрофированную роль государства. Они и порождают необходимость заимствования многих экономических и политических моделей, а также осторожных реформ «сверху». В отличие от классиков консервативной мысли либералы утверждали: отношения человека и общества, общества и государства нельзя выстроить лишь на религиозных и нравственных началах, требуется не только этические, личностные, но и формальные, правовые гарантии свободы. В отличие от многих левых авторов с их примитивным популизмом, либералы-государственники указывали на неготовность низов к свободной жизни.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.