1) Античная и средневековая мысль не разделяла государство и общество. В Новое время концепции естественного права и общественного договора исходят из противоположности общества-сферы самоорганизации лиц и их союзов государству-сложившейся системе норм и учреждений. Дж. Локк, Томас Пейн, др. основоположники западно-европейского и северо-американского либерализма прямо настаивали на минимальном государстве. Преодоление абсолютизма, представлявшегося в теории соблюдением со стороны монарха как верховного судьи и администратора тех норм, которые он принял как верховный законодатель, вызвало к жизни сначала теорию, а затем и практику разделения властей. В несколько упрощенной форме важнейший аргумент в пользу системы «сдержек и противовесов» звучит так: недопустимо, чтобы одно лицо или один властный орган сосредотачивали в своих руках разработку норм (законодательство), их применение (исполнение, администрирование) и контроль за соблюдением (суд).
Целостный подход к правовой государственности не меняется два столетия. Он сформулирован классиками немецкой политико-правовой и философской мысли И. Кантом и Г. Гегелем. Сам термин впервые использован немецкими авторами- современниками Гегеля – Карлом Велькертом и Робертом фон Молем. На рубеже XIX-ХХ вв. в рамках русской и немецкой, преимущественно неокантианской, философии права высказана твердая формула: конституционализм – путь к правовой государственности.
2) В рамках теории и практики конституционной государственности концепция прав человека перешла из юснатуралистической абстракции в практическую плоскость. И теория, и практика постепенного признания прав и свобод лица позволяют лучше понять т.н. «три поколения» прав человека: 1) гражданские, 2) политические, 3) социально-экономические (иногда в четвертое поколение выделяют экологические и культурные права, мы рассмотрим их как разновидность социальных прав). Гражданские права - наиболее красивая их формула гласит: «Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, собственность и стремление к счастью» (Т. Джефферсон). Политические права – это права на участие в государственном управлении, стандартный перечень политических свобод. Экономические права до сер.ХХв. рассматривались как часть гражданских прав. Ныне их рассматривают как некоторую отдельную область или включают в комплекс социальных (социально-экономических прав). Социальные права - это права на получение минимальных положительных услуг со стороны общества и государства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.