Дадим общую характеристику религиозно-мифологической традиции в истории политической мысли. Это комплекс представлений о власти и государстве в традиционном обществе. Для этих представлений характерна уверенность в сакральном происхождении власти и, безусловно, в существовании божественной санкции на власть. Большинство «традиционных политико-правовых культур» отличаются целостностью знания и духовных практик. Это порождает несформированность социально-политической и правовой философии как отдельных дисциплин. Отсутствие сколько-нибудь значительного слоя «образованной публики» приводит к принципиальной невозможности социально-политической рефлексии. Прошлое рассматривается как исключительный мировоззренческий принцип. Поэтому, изменение социально-политического порядка отождествляется лишь с возвратом к «светлому прошлому». Протест, когда он имеет место, не является осознанным требованием нового политического и общественного устройства. В абсолютном большинстве случаев, невысказанные требования возврата к древней справедливости совмещаются с вегетативной жизнью погруженных в традицию низших слоев.
2) Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель (V-IV вв. д.Р.Х.) исследовали реалии полисной жизни. Полис – это и общество, совместное «общежитие» граждан, и государство, политически организованный народ. Логика взгляда древнегреческих мыслителей на политику: соединение общества и государства в нерушимое целое. При этом Сократ и Платон отвергали рационалистический подход софистов – сторонников «естественного права», стремясь сохранить традиционные полисные ценности. Общество, в том числе, полис-политическое сообщество, живет по своим внутренним законам, а не в соответствии с умозрительными конструкциями, придуманными платными учителями мудрости.
Идея естественного закона как отражения высшей справедливости существовала у Цицерона (106-43 гг.д.Р.Х.). Римские авторы ввели и сам термин jus natural (отсюда, общее название для многообразных и, нередко, противоречащих друг другу естественно-правовых концепций, - юснатурализм) - естественная справедливость. Общепризнанный современный перевод «jus natural» - естественное право, равные права, данные людям от рождения. Естественное право – данная в космосе справедливость, которую должны уважать земные властители.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.