Лекции по политологии, страница 39

Нынешний католический понтифик, Бенедикт XVI, отметим, занимает более консервативные позиции.  Но, в целом, начиная со II Ватиканского Собора (1960-е гг.), современный неотомизм с большей или меньшей последовательностью придерживается следующих положений:

·  Ответственность богатых и влиятельных государств за помощь бедным, слаборазвитым странам и народам;

·  Ответственность церкви за благотворительность, использование церковного влияния на правящие группы и состоятельных людей для привлечения «сильных мира сего» к активной социальной политике;

·  Развитие классического для католиков учения о свободе воли.

Исламская социально-политическая модернизация в ряде арабских и афро-азиатских стран (Малайзия, Турция, Иордания, Марокко, Пакистан, Казахстан, Кыргызстан и др.) происходит, пусть и с огромными трудностями, но на неэкстремистских путях. Среди политиков в современной Палестине преобладают сторонники регулирования конфликта с евреями жесткими методами. Но в рамках палестинской теологии освобождения встречаются и пацифисты (например, Наим Стефан Атек).

Межрелигиозные конфликты новейшего времени отражает сложившаяся в западной теологии и социально-политическом анализе роли религий в общественной жизни традиция – христианство после Освенцима (религия и религиозная мысль после Холокоста-гитлеровского антисемитского геноцида). Целостные гуманистические и общедемократические подходы сформулированы в протестантской либеральной теологии (убитый гитлеровцами в концлагере Д. Бонхеффер, Р.Бультманн, Юрген Мольтманн, К. Барт, Й. Вайс, А. Ричль, Х. Кокс). Карл Барт, равно как и германоязычные католические богословы Карл Ранер, Иоганн Баптист Метц, французский либеральный католик Роже Гароди, еврейские авторы Х. Тюрке, Хайам Маккоби, Эмиль Фэкенхейм, а также известные западные исследователи Юрген Мольман и Майкл Магарри  рассматривают антииудейскую направленность Нового завета как идеологическую предтечу антисемитизма. По словам современного отечественного автора С.В. Лезова, Дитрих Бонхеффер, протестантский священник-антифашист, сторонник либеральной теологии, казненный в конце войны за участие в «заговоре Канариса», придерживался следующей схемы. Первый шаг к Богу – «ортопраксия» или страдание вместе с Богом лишь затем возможны теоретические построения.