Лекции по политологии, страница 107

3) Выделим ключевую проблему глобализации. Это «нормальный» социальный конфликт богача и бедняков. Несомненны как эксплуатация «первым» миром «третьего», так и бессмысленный протест «глобальной бедноты», выраженный формулой – «отнять и поделить». Это весьма жесткое противостояние и заменило геополитическую игру второй половины ХХ в. – противостояние двух сверхдержав, которых поддержали, в «общем-то» «первый и второй мир». Отметим, впрочем, что значительная часть «второго мира» всегда оставалась буржуазной.

Признание реальности глобального кризиса, доказывающего единство мирового сообщества, произошло в западной науке лишь тридцать пять-сорок лет назад. В 1968 г. создан Римский клуб, неформальное объединение ученых и общественных деятелей с либерально-гуманистических позиций критикующих официозный западный праволиберальный и неоконсервативный истэблишмент. Де юре, клуб действует как неправительственная зарегистрированная структура. В семидесятые-восьмидесятые годы близкие к клубу ученые подготовили и опубликовали ряд исследовательских работ, посвященных глобальным проблемам (доклады Римского клуба).

Ныне достаточно очевидны теоретическая и эвристическая ограниченность как пессимизма, призывающего к «нулевому росту», так и технико-экономического оптимизма схемы «устойчивого развития». Технические решения или административные полумеры (налоги, штрафы за загрязнение) развитый мир находит. Однако, более важен «мировоззренческий» конфликт современного человека и природы. Примерно триста пятьдесят лет назад в европейской культуре сложился взгляд на мир по так называемой «субъект-объектной схеме». Человек посмотрел на мир «со стороны»: «Я-субъект» и мир как объект, данность, стали рассматриваться отдельно друг от друга. Человек стал переделывать мир «для себя». Подобный инструменталистский подход позволил создать все удобства современного потребительства. Преодоление инструменталистского стиля жизни возможно, по мнению некоторых исследователей (Р. Инглхарт), на путях утверждения постматериальных ценностей, т.е. отказа от стремления лишь к обладанию и потреблению.

4) После многочисленных выступлений ученых, реального обострения многих проблем экологии произошли определенные сдвиги в сознании правящих кругов. Несомненна роль в постепенном переходе ко всемирному экологическому диалогу и некоторым практическим действиям по предотвращению экологической катастрофы ООН, которую даже из этих соображений не стоит «отправлять на свалку истории».