Технология конструкционных материалов: Учебное пособие по дисциплине «Технологические процессы машиностроительного производства», страница 92

Флюсы удаляют промывкой горячей и холодной водой при условии последующей обработки в растворе хромового ангидрида. Флюсы на основе буры образуют на поверхности твердую корку, которая удаляется механическим путем или горячей водой.

Технология пайки и применяемое оборудование обеспечивают возможность механизации и автоматизации процессов пайки. Выбор того или иного механизированного метода пайки зависит от способа производства, типа производства, марок применяемых припоев, материала и габаритных размеров деталей.

Широкое применение в серийном и крупносерийном производстве находит индукционная и ультразвуковая пайка, являющаяся незаменимой при пайке цветных металлов и их сплавов.

Только при соблюдении правильного режима технологии пайки, качественной подготовки поверхности и правильном конструировании соединений под пайку можно получить паяные соединения, которые по прочности и надежности будут в ряде случаев равноценны сварным соединениям.

18.  КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СВАРКИ И ПАЙКИ

18.1.   ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕФЕКТЫ СВАРНЫХ И ПАЯНЫХ

СОЕДИНЕНИЙ

Контроль качества сварки и пайки должен охватывать все стадии процесса изготовления конструкций. Контролю подвергаются сварочные и паяльные материалы (присадочный металл, электроды, припои, флюсы, газы), состояние соединяемых деталей и качество подготовки их к сварке и пайке, соблюдение технологии и качество выполненных соединений.

Под дефектами сварных и паяных соединений понимаются отклонения от их нормального состояния, ухудшающие механические, физико-химические и другие свойства наплавленного металла и металла зоны термического влияния.

Характерными дефектами сварных и паяных соединений являются отклонения размеров и внешнего вида шва от заданных технологическими условиями, деформация изделия, пережог и перегрев металла, нарушение сплошности металла соединения, непровары, подрезы, газовые поры, шлаковые включения, трещины.

Непровары и непропаи — отсутствие сплавления основного металла с наплавленным. Они могут быть вызваны неправильным режимом сварки, загрязнением кромок соединяемых деталей и нарушением зазора между ними.

Подрезы — это углубления в основном металле на границе перехода к поверхности наплавленного металла. Подрезы являются следствием неправильного режима и ведения процесса сварки и пайки.

Газовые поры возникают в результате насыщения металла шва водородом, азотом, окисью углерода и другими газами, не успевшими выделиться во время затвердевания жидкого металла. Причинами образования газовых пор являются загрязнения кромок соединяемых деталей, присадочного металла и электродов, повышенная влажность электродных покрытий флюсов, недостаточная чистота защитных газов, загрязнения припоев.

Шлаковые включения — это частицы окалины, флюса, шлака и других загрязнений, попадающие в расплавленный металл шва вследствие небрежного ведения процесса сварки и пайки.

Трещины в основном и наплавленном металлах возникаю в результате наличия внутренних напряжений, которые могу быть вызваны нарушением режима и последовательности технологии, применением несоответствующего присадочного металла, неправильной конструкцией сварного и паяного соединения и другими причинами.

18.2.   МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕФЕКТОВ

Выявление дефектов сварных и паяных соединений осуществляется внешним осмотром, измерениями и другими методами дефектоскопии. Изменения структуры и механических свойств металла сварных соединений устанавливаются металлографическими исследованиями и механическими испытаниями образцов, изготовляемых из выборочных сварных и паяных изделий. Ряд методов дефектоскопии применяется для выявления скрытых трещин, пористости, шлаковых включений других скрытых дефектов, нарушающих сплошность металла соединений. К неразрушающим методам дефектоскопии, применяемым при контроле соединений, относится метод проникающих излучений, магнитный, ультразвуковой и метод проникающих жидкостей.