История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 59

Амфитеатрове.  После них не осталось такого богатого наследия.

Они  всю  жизнь  занимали  архиерейские  кафедры,  и заботы по управлению  не  давали  им  возможности  писать   аскетические сочинения, в то время как епископ Игнатий сравнительно недолго

(четыре года) управлял епархией,  а уйдя на  покой,  привел  в порядок  свои  старые  сочинения  и  написал  новые.  Так же и епископ  Феофан  Затворник   сравнительно   недолго   управлял кафедрой,  а  большую  часть  жизни пробыл в затворе и написал много сочинений.

О митрополите  Филарете  Дроздове говорят,  что с утра до вечера и с вечера до утра его занимали архипастырские  заботы.

Но после  него  осталось  громадное  наследие - его переписка, которая  до  конца  еще  не  освоена.  А   кроме   того,   его замечательные  проповеди  на  самые  разные темы - глубокие по своей   богословской   сущности   духовные   произведения.   И

проповеди,  и  переписка  (а  он  много переписывался с видным синодальным чиновником Муравьевым,  автором книги "Путешествие по   святым  местам  русским")  оказывали  громадное  духовное влияние,  которое ощущалось  в  становлении  науки  Московской

Духовной  Академии.  С  1842 г.  он,  как и митрополит Филарет

Амфитеатров,  перестал посещать заседания  Святейшего  Синода, учитывая   то   направление,   которое   там   процветало  при обер-прокуроре Протасове.  Но масса синодальных дел отсылалась ему на отзыв,  и хотя он не был официально первоприсутствующим в Синоде,  но все выдающиеся архиереи того времени считали его духовным лидером РПЦ. Мнение его имело громадный вес. Несмотря на непонимание и противодействие многих,  удалось  осуществить заветное чаяние владыки - перевод Св. Писания на русский язык.

Мы уже говорили  о  том,  что  существовали  трудности  в отношениях между   митрополитом  Филаретом  и  обер-прокурором

Протасовым и  даже  с  императором   Николаем   и   придворной бюрократией. Но нужно понимать,  что в целом ни император,  ни обер-прокурор не вели борьбу против  РПЦ.  У  них  были  узкие взгляды на  то,  что  полезно Церкви,  а что вредно,  и в силу своей узости они, стремясь принести Церкви пользу, наносили ей вред. Известен    очень   резкий   отзыв   святителя   Игнатия

Брянчанинова конца 40-х годов,  когда оба митрополита Филарета удалились из  Синода.  В  одном  из  последних  своих писем он писал, что переживал,  находясь в Сергиевой пустыни,  времена, когда безбожие  и  наглое  насилие,  назвавшись  Православием, сокрушали нашу обветшавшую иерархию,  глумились  и  издевались над всем священным.  Аналогичный отзыв дал и преемник епископа

Игнатия по кафедре  митрополит  Арсений  Киевский  о  периоде, когда  на  РПЦ  было  воздвигнуто  целое гонение под предлогом коварного о ней попечения.

Но вместе  с тем император Николай и другие императоры да и другие деятели вовсе не стремились к борьбе  с  Православной

Церковью, поэтому  если  им  и  казалось,  что архиереи (в том числе митрополит  Филарет  Московский)  ведут  себя  в  чем-то неправильно, они   все-таки   не  могли  не  видеть,  что  это выдающиеся пастыри РПЦ,  которые благодаря  своей  святости  и мудрости приносят   очень   большую   пользу  Церкви.  Поэтому выражение неудовольствия со стороны властей в 19 веке  никогда не достигает  той  остроты,  как  это было в 18 веке (вспомним драматические случаи  с  архиепископом  Тверским   Феофилактом

Лопатинским и  митрополитом  Ростовским  Арсением Мациевичем).

Власть начинает по-своему заботиться о РПЦ,  и любопытно,  что сам  обер-прокурор  Протасов отмечает в одном из писем,  что в

Духовном регламенте Петра есть много такого,  что противоречит канону РПЦ и публиковать его теперь виде неудобно.  То есть на крайнее направление, восходящее к Петру и Феофану Прокоповичу, стремившееся  полностью подчинить Церковь государству,  теперь накладывается цензура.

В число  русской иерархии попадает немало людей,  которые далеко не всегда приносят ей пользу,  но вместе с  тем  дорога туда не закрыта иерархам-подвижникам, потому что всегда есть и были в Синоде люди,  которые заботились о выдвижении  наиболее выдающихся иерархов,    подобных    митрополитам    Филаретам.