История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 5

Наоборот,  Коран и основные положения ислама отражают уровень мышления арабских  кочевников,  которые  находились  на очень низком культурном уровне.  Но для стран Европы это было наносное,  накипь, которая легко снималась   -  само  христианство  развивалось  людьми  очень  высокой культуры.

То же  самое  справедливо  и в отношении Православия.  Разделение христианства на восточное и западное произошло в период  существования

Византии,  когда  восточный  уровень  культуры  был  несравненно более высоким,  чем западный.  Поэтому если в тот момент и возникли отличия, разделившие  эти  две ветви,  в основе своей документы,  которые тогда создавались,  в большей степени несут на  себе  особенности  взглядов, мировоззрения  малокультурных  людей.  Это  совершенно  отсутствует  в культуре  православной.   Можно   провести   такую   аналогию:   людям поверхностным казалось,  что западная живопись, в частности иконопись, несравненно более высока,  чем то,  что есть  в  православной  России:

какие-то  темные  закопченные доски - и больше ничего.  Никто тогда не понимал,  что почерневшая  олифа  легко  снимается,  а  под  ней  есть живопись,  которая  с  художественной  точки  зрения несравненно более сильна,  чем  все,  что  делали  наши  подражатели  западноевропейской живописи 18-19 веков.  Теперь ясно, что то, что принимали за образец это,  попросту говоря,  некая накипь.  Но это не все  тогда  понимали.

Известно,  что  реставрация  икон  сначала  вызывала  противодействие.

Некоторые  даже  стремились  копировать  (и  это  было  очень   широко распространено еще в 17 веке) эти темные лики, потому что не понимали, что копируют не подлинные произведения Рублева и других иконописцев, а копоть,  которая  образовалась  на протяжении многих веков.  Но тем не менее,  когда люди это осознают,  копоть легко снимается. Она не имеет никакого  отношения  к  живописи.  Точно  так же особенности,  которые возникают  в  восприятии  религии  у  людей  малокультурных,  никакого отношения  к  ее  основам не имеют.  Поэтому если кто-то сохраняет,  с одной стороны,  подлинную глубокую веру,  а с  другой  -  воспринимает культуру,  то  ему  нетрудно  все  это  различить,  потому  что основы православного вероучения  создавались,  формулировались  людьми  более культурными,  чем  соответствующие  им  противоречащие  документы  как

- 6 католических, так и протестантских апологетов.

Указывая на    эту    особенность,    я    вовсе   не   предлагаю руководствоваться в оценке нашей веры только тем,  насколько ее  легко или трудно согласовать с научными достижениями. Тем не менее этот факт существует,  он совершенно не  был  понят  Петром  в  силу  его  малой образованности    как    светской,   так   и   духовной.   Под   конец рассматриваемого периода это стали понимать, но слишком поздно.

Нельзя сказать,  что Петр был противником Православия. Он получил православное  воспитание,  и  в  Церкви  было  очень  много  для  него дорогого,  от  чего  он не собирался отказываться.  Тем не менее из-за неправильного понимания,  которое во  многом  насаждалось  его  новыми друзьями   протестантами   (кстати,   тоже  не  шибко  образованными), представления,  которые  он  от  них  почерпнул,  в  большой   степени определяли   его   отношение   ко   многим  явлениям  и  фактам  жизни

Православной Церкви.  Точно так же у нас  не  понимали,  что  не  надо копировать западноевропейскую живопись,  а надо расчистить собственные иконы,  понять, как они были написаны, и развить эти традиции. Но Петр этого  не  понимал.  Отсюда  его  симпатии к малороссийским епископам, которые,  как ему казалось,  более склонны к тому,  чтобы воспринимать культуру,  которую он собирается насаждать,  и не оказывают, в отличие от великороссов, никакого противодействия.

Отчасти он был в этом прав, хотя и среди великороссов было немало архиереев,  которые  поддерживали  его  светскую  программу  (Афанасий