История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 18

Максимович, хотя Филофей Лещинский и остался в Сибири.

В это  время  очень успешно развивается сибирская миссия на очень большой  территории,  причем  здесь  видна   и   забота   о   духовном просвещении,  и  о  светском  образовании.  Оба архипастыря выказывают большую ревность,  помногу разъезжая в  очень  тяжелых  условиях.  Для наших архипастырей и миссионеров в Сибири вплоть до начала нашего века

(позднее мы будем говорить о владыке  Несторе  Анисимове)  характерно, что  их  труды  сопровождаются  разного  рода  исцелениями и чудесами, поэтому они завоевывают очень большой авторитет среди инородцев и  без всякого принуждения обращают их в христианство. Другая характерная для русских  архипастырей  черта:  в  процессе   колонизации   края   сюда переселялось из России много тех,  кто стремился к наживе и обогащению

- 3 за счет местного населения,  и в этих условиях  миссионеры  стояли  на защите интересов аборигенов и не позволяли их угнетать, чем еще больше привлекали  к  себе  любовь  своей  новой  паствы  и  расширяли   круг обращаемых.

Я забегаю немного вперед,  но нужно сказать,  что на Аляске  и  в других  местах  наличествовало стремление обогатиться за счет местного населения,  стоящего на гораздо более низком культурном уровне, но тем не  менее  благодаря  отчасти  заступничеству  миссионеров,  отчасти христианскому   характеру   русского   народа   эта   колонизация   не сопровождалась   явлениями   жестокости,   как,   скажем,  колонизация испанцев,  португальцев или англосаксов.  В частности,  русские ученые обратили внимание на то,  что в Америке,  на землях,  где долгое время существовала русская колония (до тех пор,  пока эти земли не перешли к

США),   нет   никаких  преданий  или  воспоминаний  о  конфликтах  или притеснениях со  стороны  русских  властей,  которые  заведовали  этой колонией.

Американские ученые долго не хотели этому  верить,  они  считали, что  общие  закономерности  должны  быть  везде,  но  после тщательной проверки оказалось,  что действительно не было ничего похожего  на  те столкновения,  которые  имели место с индейцами или испанцами у первых колонизаторов.  Но отдельные трудности, конечно, встречались, и в этом смысле не только святители, но и священники выступали самоотверженными защитниками слабейшего местного населения.

Иоанн Тобольский   известен   как   церковный   писатель,   автор известного сочинения "Илотропионы" ("Подсолнечники"),  которое он,  по примеру  большинства  образованных людей,  написал по-латыни,  а затем перевел его на русский язык.  Он скончался,  пробыв на  кафедре  очень недолго, отчасти из-за самоотверженного тяжелого труда в очень суровых условиях.  Он очень много разъезжал,  что тоже характерно для  русских миссионеров,  хотя разъезжать в этих условиях очень не просто. Если мы сейчас почитаем рассказы архиепископа Луки  о  том,  как  он  ездил  в ссылке,  или  как  приходилось  ездить  владыке Нестору Анисимову,  то увидим,  что как ни заботились об  архиереях,  все  это  не  могло  не сказываться на здоровье.  Иоанн Тобольский преставился в 1715 г. и еще пять лет владыка Филофей из-за отсутствия преемника  до  самой  смерти управлял  Тобольской епархией.  Их деятельность очень схожа,  и вполне очевидно,  что были явные  знаки  содействия  благодати  Божией  в  их архипастырских трудах.

Точно так же святитель Иннокентий Иркутский (он подвизался там  с

1727  по  1731  гг.),  а  вскоре  на  смену  ему пришел свт.  Софроний

Кристалевский (?).  Там очень быстро побеждало христианство. Несколько позже,   уже  при  Екатерине,  приехал  в  Тобольск  митрополит  Павел

Конускевич (?),  но он пострадал при Екатерине,  хотя и не так сильно, по тому же делу, что и митрополит Арсений Мациевич.