История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 117

Часто говорят,   что   участие  евреев  в  русском  революционном движении объясняется дискриминацией,  которую они испытывали  согласно российским законам.  Отчасти это верно,  но только отчасти, потому что такого  рода  участие  наблюдалось  и  в  тех  странах,  где   никакой дискриминации по отношению к евреям не было.  Не дискриминация привела в революцию таких людей,  как Маркс.  Эти люди утратили всякое чувство национальной   общности,  поэтому  в  трудах  Маркса  можно  встретить выражения "грязные евреи" и многое другое в этом роде.  Ошибка  людей, антисемитски  настроенных,  в  том,  что они не различали разных групп евреев,  хотя,  может быть, у них и к другой группе были бы претензии.

Тем  не  менее  когда  они  всех  смешивали в кучу и считали,  что все одинаково настроены, здесь был источник немалых ошибок.

В таких  обстоятельствах  появились  Протоколы сионских мудрецов.

Известно,  что не церковный  публицист  Сергей  Нилус  опубликовал  их первым  -  это  сделал  в Молдавии Крушеван.  Но тогда они не получили такого широкого распространения,  как после того, что Нилус включил их в свою широкую эсхатологическую концепцию и снова издал.  Они получили особо широкое распространение и влияние в церковных кругах.

Я разделяю  точку  зрения  очень  многих,  что  сам  по себе этот документ подлинником не является,  но считать его сочинением,  которое способно  вызвать  доверие только у людей темных,  глупых и бездарных, тоже нет никаких оснований.  В действительности эти протоколы являются очень талантливым памфлетом,  причем талантливость их явствует даже из тех публикаций, где их пытаются критиковать.

Например, в  годы перестройки я встретил в "Огоньке" статью,  где всячески поносился этот документ,  а потом  сообщалось,  что  Столыпин предупреждал Николая II о том,  чтобы тот не доверял этому документу и не увлекался им.  Факт этот верен - Столыпин предупреждал  императора, но  автор,  который  сначала  пишет,  что  никто  кроме самых темных и необразованных людей не мог во все это верить, не обращает внимания на то,  что  если  даже  русского  царя,  человека отнюдь не темного и не неграмотного и  имеющего  достаточно  знаний  в  области  политических отношений, надо предупреждать, чтобы он не доверял этим протоколам, то в действительности в них есть  многое,  что  способно  людей  привлечь именно  потому,  что они во многом передают реальную действительность, хотя и в извращенной форме.  Если документ совершенно не соответствует реальности,  то  он  не  может  увлечь  людей.  Так  что если какой-то документ очень многих захватывает и убеждает, в нем должны быть черты, которые  отвечают  действительности.  В  протоколах  достаточно ярко и


- 5 талантливо   описываются   все   те   злоупотребления,    которые    в демократическом   обществе   с  помощью  средств  массовой  информации совершаются,  чтобы внушать массам определенные взгляды. А кроме того, там  отражено,  что евреи пользовались в средствах массовой информации немалым влиянием.

Обычно против  приводят  то  соображение,  что Геббельс и фашисты тоже пользовались этим документом. Конечно, это говорит о том, что его использовали  в  безнравственных целях,  а с другой стороны,  каким бы безнравственным человеком Геббельс ни  был,  но  как  пропагандист  он отличался  известным  талантом  и  не  стал  бы использовать документ, который не способен никого увлечь.  Так что такого рода свойства этого документа и попытки их отрицать способствуют тому, что он привлекает к себе все большее внимание.

С другой    стороны,   такой   крупнейший   ученый,   как   Игорь

Ростиславович Шафаревич,  никоим образом не считает возможным верить в эти  протоколы - вопреки мнению их поклонников,  которые считают,  что этот документ предсказал все последующие события нашего  века.  Но  он утверждает,   что   проверял  и  пришел  к  выводу,  что  ни  одно  из предсказаний  не  сбылось.  Я  упоминаю  об  этом  потому,  чтобы   не создавалось  впечатление,  что  только  люди,  подкупленные масонами и евреями,  способны возражать против  истинности  этих  протоколов.  Но