История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 10

Церкви,   то   не   переносится  ли  это  на  царскую  власть?  Крайне соблазнительно  было  называть  царя  "Христом  Господним".   Царь   помазанник Божий,  а Христом называют только Господа. Такого рода игра словами,  чтобы опорочить противников  царской  власти,  могла  только посеять недоумения и опасения.

Стоит обратить внимание  и  на  то  обстоятельство,  что  русское духовенство  очень упрекали в том,  что оно так раболепно приняло этот

- 4 церковный проект.  Это не совсем так.  Хотя  и  не  возникло  никакого открытого   антагонизма   между   русским   духовенством   и   царским правительством,  хотя не было никаких призывов и обращений к народу  с просьбой о поддержке, да и вообще речь не шла ни о каком конфликте, но не было и полного согласия духовенства.  Естественно  было  бы  такого рода  преобразования обсудить соборно,  но на протяжении почти 200 лет после  Петра  все  церковные  деятели  хорошо  понимали,  что  собрать архиерейский  собор  -  такой,  какими  были наши последние десять или больше  партийных  съездов,  когда   собравшиеся,   попросту   говоря, единогласно  штамповали  заранее заготовленные решения,  - это вряд ли удастся.  Поэтому  для  того,  чтобы  добиться  утверждения  Духовного

Регламента,  Петр  не  стал  собирать архиереев,  а поручил собрать их подписи  под  ним,  а  у  тех,  кто  не  согласен,  взять  развернутое объяснение.   В   этих  условиях  согласие  на  утверждение  Духовного

Регламента было получено,  но было  ясно,  что  это  не  окончательное решение  вопроса  и  русский  епископат  смог значительно изменить эти решения на протяжении нескольких лет.

Сначала это  было задумано как некая коллегия,  которая управляет всеми церковными делами и, как все коллегии, подчинена сенату (т.е. не непосредственно царю).  Но в январе 1721 г. вышел манифест императора, а в  феврале  впервые  собралась  эта  коллегия,  и  сразу  же  сумели переменить   очень  многое.  Во-первых,  изменили  наименование  этого органа,  потому что на заседании сразу же был поставлен вопрос: раньше поминали  патриарха,  поминали Местоблюстителя,  а как же быть теперь, кого в Церкви надо  поминать  за  Богослужением?  "Коллегия"  -  слово иностранное  и здесь явно не годится.  Остановились на церковном слове

"синод"  и  добились,  чтобы  синод  стал  независимым  от  сената   и совершенно  самостоятельно управлял Русской Церковью.  В состав синода входили архиереи,  президентом его был сделан Стефан Яворский,  был  и вице-президент;  входили  туда  и  пресвитеры,  и представитель царя обер-прокурор.  Размеры  власти  обер-прокурора  сильно  менялись,  но окончательно  все установилось к концу 18 - началу 19 века.  Во всяком случае на этих преобразованиях епископы не остановились,  они  указали

Феофану Прокоповичу и императору, что дали предварительное согласие на реформу,  но т.к.  Русская Православная Церковь является частью Церкви вселенской, нужно еще получить согласие всех восточных патриархов.

Петр вынужден был принять и эту точку зрения.  В сентябре 1721 г.

он   направил   патриарху   КПльскому  письмо,  в  котором  многие  из нецерковных положений,  содержавшихся в Регламенте,  были выпущены,  а главная  мысль  была  такой:  после  многих  трудов по благоустройству своего  царства  он,  Петр,  чувствует   потребность   и   обязанность способствовать  и  устройству  дел  церковных  и  полагает,  что этому послужат  проведенные  им  реформы,   поэтому   просит   благословения

КПльского  патриарха.  Ответ  пришел  через  два  с  лишним года.  Все патриархи признавали синод равным  себе  в  патриаршем  достоинстве  и обещали  поддерживать  с  ним и с Русской Православной Церковью полное церковное общение,  если  он  будет  блюсти  Православие  и  полностью сохранять все церковные уставы.

Таким образом,  возникла некая неясность:  что нужно  положить  в основу  всего  российского  законодательства и всей реформы - Духовный