История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 126

Сергий,  наоборот,  указывал на то,  как режет ухо длинное поминовение всех членов царской семьи за ектенией, и в этом отношении он некоторым образом сближался с либералами.  Именно он председательствовал в  1903

г. на известных встречах интеллигенции с духовенством, и благодаря его глубоким богословским  знаниям  и  гибкой  позиции  эти  встречи  были успешными.  Потом уже,  ввиду враждебности к той позиции, которая была занята им в годы советской власти,  многие участники  этих  встреч  (в частности  Зинаида  Гиппиус),  писали  о  нем  очень резко,  но это не соответствовало их взглядам в то время,  когда Гиппиус и  Мережковский встречались   на   квартире  с  владыкой  Сергием  и  другими  членами епископата,  читали им свои произведения.  Так что казалось,  будто  у него   есть  близость  с  либеральным  лагерем.  Тем  не  менее  когда начинается распутинская эпопея, очень резко выступает против Распутина владыка Антоний Храповицкий, и в связи с этим он как-то отодвигается в тень.

Гораздо большую     гибкость    обнаруживает    владыка    Сергий

Страгородский,  так что когда открывается предсоборное  совещание,  он оказывается  его  председателем.  Его  тоже  не стремятся выдвигать на самые видные места и он не становится митрополитом Петербургским, хотя об  этом  многие  поговаривали,  но и конфронтации - такой,  например, какая была у митрополита Владимира с владыкой Антонием,  -  у  владыки

Сергия не наблюдается. Его карьера продолжает развиваться, и не видно, чтобы он с кем-то вошел в конфронтацию.

Если говорить  о  вкладе  в  богословие,  то как богослов будущий


- 3 патриарх Сергий был, конечно, более глубок. Это один из самых глубоких и  грамотных  богословов  в  РПЦ,  оказавший  очень большое влияние на возрождение святоотеческого  богословия.  Владыка  Антоний  был  более замечателен как проповедник,  а в смысле богословия не был так одарен, как владыка Сергий,  хотя и считал себя богословом  несколько  больше, чем было на самом деле.  Во всяком случае их связывала близкая дружба, по  многим  вопросам  их  взгляды  в  то  время  совпадали.  Об   этом свидетельствуют те отзывы,  которые давали русские архиереи еще в 1905

г.,  где владыка Сергий прямо ссылается на владыку Антония  по  многим поводам,  хотя,  конечно,  их  взгляды  совпадают  не  полностью.  Это отступление  интересно,  потому  что  именно   эти   архиереи   внесли значительный  вклад  в дальнейшую историю РПЦ уже в послереволюционное время.

Первоприсутствующий член  Синода  митрополит  Киевский  Владимир, пожалуй,  не отличается  активной  пастырской,  богословской  работой.

Очень  благочестивый  и  известный  архиерей - будущий Святой Патриарх

Тихон.  Но он не пользуется такой большой  известностью,  как  владыки

Сергий  и  Антоний.  В  бытность его на Литовской кафедре с ним связан один любопытный  эпизод.  О  нем  больше  известно  как  об  активном, энергичном епископе,  добром, благочестивом, любящем пошутить. Но, как следует  из  не   опубликованных   еще   воспоминаний   ленинградского митрополита  Антония  Мельникова,  его  знали  еще и с другой стороны.

После Ярославля он был короткое время владыкой в Литве.  В один из его обычных  приездов в женский монастырь владыке приготовили покои.  Одна из послушниц мучилась вопросом о  том,  какое  молитвенное  правило  у архиереев, поэтому она оставила в занавеске щелочку, чтобы посмотреть, какое же это правило, и была разочарована, потому что владыка простоял в  молитве  всю  ночь.  Об  этом уже в 40-е годы рассказывали монахини тогда еще архимандриту Антонию.

Где он  ни  был - в Ярославле,  в Америке или в Вильно,  он всюду пользуется любовь паствы и уважением инославных.  Но такой известности и влияния,  как у владык Антония и Сергия, у владыки Тихона в то время не было.

В принципе  вопросы,  которые нужно обсудить на соборе,  готовы и ждут своего часа.  Прежде всего у всех на  уме  вопрос  об  отношениях