История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 29

Отчасти в  результате  этого,  а  отчасти   потому,   что

Екатерина вообще   не   любила  таких  восстаний,  а  польское правительство не могло с ними справиться,  был послан  русский генерал ...............,   который   это   восстание  подавил.

Железняка отправили в Россию,  где он умер (в  Сибири).  Среди участников восстания  был  сотник  ...............  и  другие, которые изменили  присяге  (хотя  они  и  были  казаками,   но присягнули на  службу Речи Посполитой) и были выданы польскому правительству. Расправа с ними была  настолько  жестокой,  что может быть поставлена в ряд с тем,  что творили турки: с живых людей снимали кожу, причем растянули это удовольствие на целых три дня.  Подобные безобразия творил и Пугачев,  но, как мы ни порицаем Екатерину   за   либерализм,    когда    разгневанное дворянство приговорило   его   к   четвертованию,   был  издан милостивый указ,  чтобы  сначала  ему  отрубили  голову.   Это свидетельство того,  насколько  были  культурными  и  хорошими люди. Но дикая жестокость порождала жестокость  невежественных масс, которые    не   могли   быть   воспитаны   православными священниками из-за преследований польского правительства.

Тем не менее Православие в этих краях не было подорвано и существовало немало священников,  епископов,  которые несмотря на все    преследования   стойко   продолжали   придерживаться православной веры.  Особенно был известен епископ  Белорусский

Георгий Канисский.  Было  много нападок на него и даже попыток его убить.  Был случай,  когда его спрятали от  ворвавшейся  в храм вооруженной  толпы,  а  потом вывезли из города на телеге под слоем навоза - это был единственный способ его спасти.

Когда был    объявлен    указ    короля    Станислава   о веротерпимости, более 100  тысяч  униатов  подали  прошение  о переходе обратно  в  Православие.  Так  что несмотря ни на что

Православие держалось.

Польские конфедерации,  восстания  в значительной степени вдохновлялись разъяренным польским духовенством,  не  желавшим идти ни  на  какие уступки и подзадоривало к тому же и шляхту.

Известно, что в  конце  царствования  Екатерины  II  произошли особенно крупные разделы Польши, когда практически все земли с православным населением  (за  исключением   Голиции,   которая отошла к  Австро-Венгрии) оказались под властью России.  Здесь уже сотни приходов,  миллионы верующих перешли в  Православие, причем без  всякого  давления  со  стороны правительства.  Как известно, Екатерина  вообще  стояла  за  веротерпимость  и  не стремилась к  тому,  чтобы обращать кого-то насильственно.  Ее специфическая политика состояла в  том,  чтобы  расположить  к себе польскую   шляхту,   а   на   этих   землях  складывалась своеобразная атмосфера:  большинство  крестьянского  населения было православным,  а помещики,  даже коренные, были уже давно окатоличены или это  были  пришлые  поляки,  которым  польское правительство даровало  земли  -  это  была  польская  шляхта.

Екатерина стремилась расположить ее к себе и никоим образом не предпринимать никаких   насильственных   мер   по  возвращению кого-то в  Православие.  Но  это   движение   было   настолько массовым, что  в первый момент ему не решались препятствовать, поэтому более  половины  униатов  перешли  в  Православие.  Но впоследствии окреп  польский национализм,  а с другой стороны, они убедились,  что особого риска лишиться имений у  них  нет, поэтому они стали пользоваться своим положением,  так что если бы не угрозы со стороны  польских  помещиков,  что  переход  в

Православие скажется на материальном положении переходящих,  в

Православие перешло бы гораздо  больше  народа.  Упорно  стало распространяться представление,    что   Православие   -   это холопская вера, а католичество - панская и чтобы хоть как-то к ним приблизиться,  нужно быть хотя бы униатом.  Кроме того,  и после воссоединения было много насилий  и  подстрекательств  к потравам, поджогам  и пр.  Так что несмотря на то,  что власть была православной, из-за экономического господства католиков в западных областях   значительная  часть  населения  продолжала удерживаться унией.  Тем  не  менее   дело   владыки   Георгия