История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 24

Я упоминал свт. Иоасафа Белгородского, который был известен своей святой  жизнью.  После  него  не  осталось произведений,  он долго был местночтимым святым (прославлен в 1711 г.,  известны многие случаи его прозорливости  и  связанных  с его именем чудес).  Выделяются и другие святители,  которые не уходят в  затвор  и  делают  немало  нужного  и полезного     для     Русской    Православной    Церкви:    митрополит

Санкт-Петербургский Гавриил Петров,  а также бывший в течение  долгого времени  митрополитом  Московским  Платон  Левшин,  бывший  придворный священник и воспитатель наследника.

Деятельность их проходила по разным направлениям. Владыка Гавриил


- 9 заботился о том,  чтобы восстановить монастырскую  жизнь.  Он  привлек нескольких  подвижников  из  Сарова  для  Валаамского монастыря (в том числе старца Назария).  И когда кто-то выражал  недоумение  по  поводу того,  зачем  он  берет  тех,  кто не знаком с новым просвещением,  он отвечал,  что умников у него  достаточно,  а  нужны  старцы.  Как  раз благодаря  старцу  Назарию  начинает  расцветать  жизнь  в  Валаамском монастыре.

Гавриил Петров   энергично   способствует  распространению  книг, которые   издает   Паисий   Величковский.   Вообще    благодаря    его покровительству  дело Паисия Величковского начинает распространяться в

России.

Митрополит Платон  Левшин,  большой  любитель учености (и,  может быть,  слишком большой любитель латинской учености),  привлек  к  себе внимание Екатерины,  будучи преподавателем Московской семинарии. Когда она спросила, зачем он пошел в монахи, он ответил: "Чтобы было удобнее заниматься науками".  Когда она это услышала,  ей показалось,  что она нашла  подходящего  человека,  свободного  от  всяких  суеверий.   Она перевела  его  в  Петербург  и сделала воспитателем наследника - Павла

Петровича.  Хотя  наружно  она  сохраняла  к  владыке  Платону  полное благоволение,   но   в  действительности,  как  видно  из  его  писем, испытывала к нему антипатию как к человеку благочестивому,  который не мог сочувствовать той распущенности, которая процветала в царствование

Екатерины при дворе.  Екатерина  спустя  некоторое  время  она  решила удалить  Платона  Левшина  в  почетную ссылку.  Его сделали архиереем, вскоре он стал митрополитом Московским.

Как раз  во  время  пребывания  Платона  Левшина при дворе у него произошел любопытный диалог с  прибывшим  из  Франции  Дидро,  который поинтересовался,  слыхал ли Платон о сочинениях философов французских, имея в виду и свои собственные сочинения,  в которых он отрицал  бытие

Божие.  На  это  Платон ответил,  что ничего оригинального он здесь не видит, потому что еще Давид сказал в одном из псалмов: "Рече безумец в сердце своем :  несть Бог".  Это тоже сыграло свою роль в удалении его от двора.

Митрополит Платон заботился именно о христианском просвещении, он сам был известным проповедником,  при нем развиваются школы.  Так  что наружно  Екатерина  вынуждена  была  благоволить к нему и называла его

"придворным Златоустом", но неизвестно, насколько искренне, потому что такое же прозвище было дано и Вольтеру.

Благодаря своему большому влиянию все эти святители могли  немало сделать  для  Церкви.  В  начале царствования Екатерины обнаруживаются попытки  снова  осуществить  протестантскую  реформу.   В   частности, обер-прокурор Мелессино подает в синод записку с предложением провести реформу  в  баптистском  духе:  изъять  иконы,  сделать  изменения   в

Богослужении,  в  догматике.  Синод  возмущен.  И  хотя в деле Арсения

Мациевича синод принял сторону царицы, здесь он добивается того, чтобы

Мелессино  был  отозван.  Правда,  следующий обер-прокурор оказывается немногим  лучше:  он  позволяет   себе   самые   непотребные   русские ругательства  во  время  заседания  синода.  Но в скором времени синод добивается и его удаления.  Так что вольнодумство постепенно отступает от Церкви, хотя широко распространяется в русской общественной жизни.