История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 33

Эти представления  совершенно  неверны,  потому  что  как русские либералы,  так и большая часть  русских  консерваторов вдохновлялись идеями  европейскими.  Европа  же  выдвинула  не только либерально-демократические  идеи  -  при  Людовике  XIV

сформировалось абсолютистское  правление,  чьи  идеи во многом заимствовал Петр  Великий.  В  этом  смысле  Людовик   с   его абсолютизмом был  предметом  подражания  для всей Европы.  При

Николае I идут дискуссии  о  том,  каким  путем  должно  пойти

Российское государство,  и  в  это  время очень сильно влияние французских эмигрантов.  Так что если посмотреть на петровскую реформу, то можно увидеть,  что возможности общества влиять на государственные решения резко сократилось. Не только полностью исключено всякое   влияние   церковной   иерархии   на  высшее государственное управление,  но  и   полностью   ликвидирована боярская дума,  ограничено  в  правах казачество.  Развивается бюрократический стиль  правления.  Впоследствии  у  нас   тоже предпринимались попытки  преобразовать общество в либеральном, а также в  социалистическом  духе,  которые  тоже  проводились бюрократическими методами.  Здесь  не было какого-то конфликта между Церковью в отношении  государственных  реформ  и  людей, которые как-то  вдохновлялись идеалами государства Московского царства, и западниками - это трактовка неверная,  об  этом  мы еще будем говорить.

В наше  время  нигде  нет   таких   общин,   которые   бы ограничивались пределами одного государства, так что все они в той или иной степени заинтересованы в том,  чтобы их члены  на территории других государств пользовались бы свободой, поэтому на своей территории они  не  должны  препятствовать  свободной деятельности других   людей.  Сейчас  это  нам  представляется естественным и мы начинаем  судить  события  давних  времен  с современной точки зрения, хотя тогда такого рода международный статус не был  установлен.  Тем  не  менее  тогдашнее  русское общество отличалось   гораздо  большей  веротерпимостью,  чем, скажем Франция до революции или  германские  государства  (где продолжал действовать принцип:  чья страна, того и вера), да и сама Англия. Мало кто помнит, что в Англии до середины 19 века католики  не  пользовались  правом  участия  в государственной жизни. И  когда  пытались  эти  ограничения  отменить,  то  по

Лондону в конце 18 в. прокатились организованные протестантами католические погромы с  разрушением  костелов,  существовавших там полулегально. Они были подавлены правительством, но всякую мысль о реформе пришлось оставить.

В России мы видим в самом государственном аппарате наряду с православными представителей других  христианских  конфессий

(как протестанты   в  большом  количестве  при  Петре,  так  и католики -  один  из  ближайших  друзей  Александра  I   поляк

Чарторыйский). Некоторые  замечают,  что  и  при  Николае  I в канцелярии Синода были  чиновники-поляки.  Дух  веротерпимости очень характерен  для  русского  общества,  сложился  этот дух довольно естественно.  Но когда восхваляют веротерпимость,  то часто налицо совсем другое - религиозное безразличие. Терпимым может быть человек верующий,  который снисходительно относится к другой  вере,  но бывает религиозное безразличие,  когда все кажется нелепым,  вздорным  и  на  все  наплевать.  При  дворе

Екатерины, где   пользовались   влиянием   Вольтер   и  другие просветители, было гораздо больше подобного  безразличия,  чем веротерпимости, причем в отношении не только христианских,  но и других конфессий. Полностью были оставлены всякие попытки не только насильственного обращения магометан (которые были, хотя и в незначительной  мере)  и  других  народов  в  Православие.

Наоборот, мусульманское   духовенство   тоже  начало  получать дотации  от  государстве,  порой  в  больших   размерах,   чем православное священство. То есть религиозных притеснений в тот период в России не было.