История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 182

Рябушинским, который тоже принимал участие в белом движении. Он пришел и просто расплакался,  заявив,  что белое дело погибло,  потому что мы ничем  не  лучше  наших  противников,  особенно  если  учесть,  что мы называем себя христианами, а для них их поведение естественно.

Когда обсуждались  различные  обращения  к  народу,  в Ставрополе возникли разделения между  большинством  участников  собора  и  видным проповедником Востоковым,  который настаивал на том, что нужно гораздо более активно осудить в этих обращениях социализм и указать  на  роль, которую  играет в революции мировое еврейство,  как он считал.  Против этого возражали как против преувеличения, которое может способствовать только погромам.  Возникли споры,  и ввиду того, что он продолжал свои проповеди,  генерал Врангель своей властью как  главнокомандующий  эти проповеди   запретил,  потому  что  они  могли  способствовать  только погромам.

Среди большевиков,  особенно  на  тех должностях,  где требовался интеллект,  было  много  евреев,   поэтому   у   народа   складывалось впечатление,  что  евреи  во  всем  виноваты,  но  для христиан нельзя признать естественным,  что такого рода чувства выражаются в погромах, причем  виноваты одни,  а насилие совершается над другими.  Так что не только в Белой армии,  но и сам патриарх Тихон в июле  1919  г.  издал специальное  послание против погромов,  предупреждая,  чтобы люди ни в коем случае не позорили своего христианского  звания  и  не  уменьшали свой  подвиг  стояния за истину.  В погромах,  которые произошли в это время в Киеве, были во многом виновны украинские националисты во главе с Петлюрой.

Что касается невмешательства Церкви в политическую борьбу,  то по этому  поводу  в конце сентября - начале октября 1919 г.,  когда армия

Деникина приближалась к Москве и во многих городах  ее  приветствовали колокольным  звоном,  патриарх указывал в своем послании,  что считает это недопустимым.

Так что  налицо явная разница между позицией патриарха и позицией южного духовенства.  С одной стороны,  самая яркая личность из  них  владыка   Антоний   Храповицкий,   но  надо  подчеркнуть,  что  будучи митрополитом Киевским,  он не был  главой  церковного  управления  Юга

России  по  обстоятельствам,  связанным с украинским сепаратизмом.  Об этой эпопее нужно рассказать.

Дело в  том,  что  он  был арестован петлюровским правительством, потому что вскоре после падения гетмана Скоропадского  в  город  вошли петлюровские   войска.  При  гетмане  Скоропадском,  когда  состоялись свободные выборы,  значительное большинство голосов и власть в местном самоуправлении получил Шульгин и его партия русских националистов.  Но


- 7 потом,  опираясь на галицийские войска, город занял Петлюра и начались гонения:  были  высланы  в  Галичину  митрополиты  Антоний и Евлогий и вообще туда собиралось все православное духовенство,  каким-то образом способное   оказывать   оппозицию   националистической   политике.  Не рассчитывая на то,  что  удастся  добиться  от  Церкви  провозглашения автокефалии    украинской    Православной   Церкви,   Петлюра   просто провозгласил  ее  государственным  декретом,  но  поддержку   они   не получили. Как известно, у власти он пробыл недолго, город снова заняли большевики,  и  начались  массовые  расстрелы  -  в  основном  русских националистов.   А   духовенство   было   отправлено  в  Галицию,  где православное  духовенство   оказалось   сначала   узниками   униатских монастырей,  что  продолжалось до весны,  потому что в тех областях до весны 1919 года петлюровцы еще держались,  а потом  эта  область  была захвачена  польскими  войсками.  Поляки  образовали свое государство и включить Галицию в его состав,  сопротивляться чему сил  у  украинских националистов не было.

Владыка Евлогий и владыки Антоний  думали  о  том,как  поступить.