История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 108

Николаю  I,  так  что  он  получил  даже  наставление от Николая,  что министров трогать не нужно.  Отчасти грозу  от  него  отвел  Распутин, который  сделал предупреждение приблизительно в таких словах:  "Всяких интеллигентов,  революционеров,  жидов можешь поносить как угодно,  но министров, пожалуйста, не трогай".

Наставление было дано,  но он ему не  очень  следовал.  В  скором времени  он  разошелся и с самим Распутиным.  Он в каком-то смысле был

- 5 искренний человек,  поэтому вместе с другим покровителем и почитателем

Распутина   епископом  Гермогеном  Саратовским  (позже  -  Тобольским)

пытался  добиться  от  Распутина,  чтобы  тот  добровольно   ушел   из

Петербурга,  но  потерпел  неудачу  и  Синод  за  ряд  резких действий присудил его (не совсем справедливо) к церковному покаянию.

Многие из архиереев им сочувствовали и убеждали, что хотя решение и несправедливо,  но из послушания они должны подчиниться,  как сделал это   епископ   Гермоген,  который  проходил  покаяние  в  Жировинском монастыре,  где его тезка епископ Гермоген Голубев  был  на  покое  во времена,  более  близкие  к  нашим.  Спустя  короткое время он ушел на

Тобольскую кафедру.

Иначе повел себя Сергий Труфанов. Возможно, его поведение отчасти объясняется своеобразным влиянием Распутина.  Очень часто такого  рода бешеная   злоба   по   отношению  к  таким  людям  является  ступенью, психологически близкой к их почитанию,  что свидетельствует  о  потере внутреннего  контроля  и  здравого  смысла  и приводит их противника к катастрофе.  В этом смысле любопытно воспоминание Столыпина,  который, чувствуя,  что  должен  что-то  предпринять,  чтобы удалить Распутина, вызвал его к себе,  но  в  самом  начале  беседы  почувствовал  прилив невероятного  гнева и возмущения вплоть до того,  что затопал ногами и закричал,  потребовав, чтобы тот немедленно убирался из Петербурга. Он подчинился такого рода требованию председателя комитета министров,  но если бы не смерть Столыпина,  то для него это кончилось бы трагически, потому  что  такого  рода требование предъявлять человеку,  близкому к царскому семейству,  неразумно и нерационально,  хотя по существу он и был совершенно прав.

Так вот,  Илиодор  чувствовал  страшное  возмущение,  поэтому  он сначала   написал   Синоду,   что   если   справедливость   не   будет восстановлена,  это  будет  свидетельствовать  о  том,  что  благодать оставила Русскую Православную Церковь, и поэтому он сложит с себя сан.

Несмотря на обещания  многих  духовных  лиц,  в  том  числе  и  доселе близкого  ему  епископа Гермогена,  он выполнил свою угрозу и в скором времени  вступил  в  гражданский  брак  с  одной   из   своих   бывших почитательниц.  Вокруг  него  образовалось широкое сестричество,  и он совершенно оставил Православную Церковь.  Итак,  он активно  занимался политической  деятельностью  в ущерб своему духовному росту.  При всей внешне различной политической позиции этих  двух  людей,  в  их  конце видно немало общего.

Мы уже упомянули одно  лицо  -  Григорий  Распутин,  деятельность которого   во   многом  определила  те  трагические  события,  которые произошли в жизни  РПЦ  и  России  в  эти  годы.  Сейчас  у  Распутина появились   (даже   среди  духовных  лиц)  защитники  такого  рода:  в сочинениях  Распутина  ничего  еретического  нет,  человек  этот   был православным и ничего плохого в нем не было.

В действительности Распутин, если судить по тому, что писал такой глубокий  духовный  писатель,  как  митрополит  Вениамин  (Федченков), который  был  какое-то  время  с  ним  близок,  но  потом   разошелся, распознать  подлинную  природу  Распутина  было  очень  не просто.  Он обладал  особыми  способностями  (может  быть,   это   называется   на современном  языке экстрасенсом) - особой силой внушения.  Его влияние на излечение царевича Алексея,  больного гемофилией  (несвертываемость крови),  было,  безусловно,  истинным, но полностью он излечить его не мог.  Сейчас очень часто считают,  что такого рода влияние,  если  оно облегчает  страдания человека,  ничего плохого в себе не содержит.  Не буду останавливаться на том  духовном  вреде,  который  может  нанести такого  рода  воздействие,  но чисто физиологически это не совсем так, потому что люди рассуждают примерно таким  образом:  никаких  лекарств принимать не будем,  потому что от них могут быть вредные последствия;