История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 190

Это были голословные утверждения  насчет  того,  что  якобы  не  имеют возможности высказать свое мнение здесь,связи,  хотя и трудные, но тем не   менее   с   патриархом   поддерживались   и   его   взгляды    на нецелесообразность таких выступлений в принципе были известны.

Конечно, эти  обращения  потом  послужили  некоторым   предлогом, который использовали большевики в том гонении,  которое они развернули против Церкви. Но вместе с тем не стоит и преувеличивать значение этих документов,  потому  что  очень  часто  люди,  полемически настроенные против Зарубежного Синода, рассматривают эти документы не как предлог, а как причину гонений,  что прочитав о таких намерениях Русской Церкви восстановить монархию,  призыв к борьбе с большевиками, те решили, что вся  русская  иерархия так настроена и принято было решение разгромить


- 4 Церковь.

Это, конечно,  совершенно неверно.  Очень хорошо, несмотря на всю свою тупость в ряде вопросов,  большевистские власти представляли, что это  точка  зрения  очень  малого  крыла  русской эмиграции,  наиболее воинственно и непримиримо по отношению  к  ним  настроенной  и  именно поэтому оказавшейся за рубежом,  а то,  что гонения на Русскую Церковь не  имеют  никакого  отношения  к  каким-то  документам   монархистов, показывают  и  политические события,  которые происходили в 1922 г.  в

СССР.  Мы видим,  что тогда происходит массовая высылка интеллигенции, среди  которой очень много людей либеральных,  никакого отношения ни к

Церкви,  ни к монархистам не имеющих.  Процесс против  партии  эсеров, организованный  тоже  специальным образом.  То есть подавление всякого инакомыслия.  Это вполне естественно,  потому что  в  каком-то  смысле политика   быстрого  построения  коммунизма  полностью  обанкротилась, перешли к нэпу,  и было видно,  что страна находится  в  экономической разрухе,  в тяжелом положении,  и подавляли всякую оппозицию.  Поэтому невозможно было и думать,  что такая организация, как Церковь, которую большевики  всегда  рассматривали  как своего главного идеологического противника, останется в стороне.Так что документы Карловацкого собора, на которые ссылались, это, конечно, предлог, причем в глазах некоторых предлог неплохой, но вовсе не причина того гонения, которое было после против Церкви развернуто.

Известно, что поводом к массовой кровавой антицерковной  кампании послужило  т.н.  изъятие  церковных  ценностей  в  связи  с  голодом в

Поволжье. Голод начался еще на грани лета и осени 1921 г. и безусловно был  связан  с  политикой  продразверстки и с разорением крестьянства, отчасти с климатическими условиями.  Голод был в России и  раньше,  но никогда  ситуация  не  была  так  остра,  потому  что не было в стране достаточных продовольственных  запасов.  И  отнюдь  не  большевистское правительство  проявило  поначалу  заботу  о том,  чтобы как-то помочь умирающим людям.  Это сделали общественные деятели, и в числе первых патриарх,    который   обратился   к   папе   римскому,   архиепископу

Кентерберийскому и к правительствам  многих  стран  с  посланием,  где говорилось:  "Помогите стране, всегда помогавшей другим" и описывалась тяжелейшая ситуация,  которая сложилась в России. Так что сделано было немало и,  в сущности говоря, благодаря помощи из-за границы (и только благодаря   ей;   руководил   этими   работами   известный    полярный путешественник Нансен) в конце концов помощь была оказана.

Поначалу многие большевистские деятели  высказывали  такого  рода взгляды, что нечего в связи с этим голодом паниковать, и если какие-то отсталые кулаки умрут,  то  тем  скорее  мы  построим  коммунизм.  Они понимали,   что   не   только  кулаки  умирают,  поэтому  эта  позиция неприемлема,  а почувствовав,  что многочисленные общественные деятели

(там  были  и  представители партии эсеров и других),  и самое главное