История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 150

- обстановка в  армии  не  такова,  чтобы  ее  можно  было  переломить соборным обращением.  Посылаются туда делегации;  может быть, они были более удачными,  чем делегации в июне-июле, когда поехали Введенский и ему  подобные,  но в армии уже такая обстановка,  что собор ничего уже сделать не может.

Очень много  времени на соборе было уделено всяческим обращениям, но они действуют мало. Потом, когда сторонники патриаршества предложат срочно  избрать  патриарха,  это  будет  одним из аргументов,  что для


- 6 народа все эти коллегии и даже собор мало что говорят.  Вот  если  они увидят  человека,  в  котором почувствуют святость - церковного вождя, лидера  (патриарха),  тогда,  может  быть,  на  что-то   можно   будет рассчитывать.  А  так  видно,  что  всюду  полный  разлад,  анархия  и безобразия, что все от этого стонут, но никто ничего не может сделать.

Последнее прибежище для для бывших либералов - Церковь.

Обстановка действительно  трагическая.  Мы   видим,   что   народ отучился  действовать  самостоятельно.  Все  эти  безобразия  творятся относительно меньшей части народа,  но, если уж мы об этом заговорили, можно  сослаться  на  анализ Ленина в одной из его статей,  почему они победили.  На  выборы  в  Учредительное  собрание  они  собрали  около четверти голосов,  но в армии они имели половину голосов,  причем если брать по фронтам,  то за них был почти весь Северо-Западный,  половина

Западного  (оба  -  возле  столицы),  а  далеки фронты - это не так уж важно.  Московский  и  Петроградский  гарнизоны   (выдающиеся   стражи революции, которых нельзя посылать на фронт) были тоже за них. Так что такого рода анархические банды,  которые творят всяческие безобразия и на фронтах,  составляют меньшинство народа. Но тот народ, который в 17

в.  сумел организовать ополчение Минина и  Пожарского  и  в  условиях, когда  не  было  самодержавного правления,  собрать и восстановить это царское самодержавие  (правда,  при  соборах),  или  на  Украине  смог защитить  свою  веру от страшного иезуитского натиска и добиться того, чтобы все попытки уничтожить там  Православие  провалились,  привык  к тому,  что  ему незачем себя защищать и он должен полностью отдаваться бюрократической опеке  и  всякие  попытки  действовать  самостоятельно грозят неприятностями. Они не умеют действовать.

Поэтому обращение вызывают большое умиление у молящихся в  храме, а для банд, которые перешли определенный рубикон, никакого действия не оказывают.  Там все более популярной становится  пропаганда  безбожия, которая ведется большевиками.  Именно в результате соборных обращений, хотя собор не вмешивается в  вопросы  политики,  фактически  нарастает противостояние  между РПЦ в лице собора и большевиками.  Идя к власти, большевики пытаются  опереться  на  самые  дикие,  зверские  инстинкты людей.  Это  не  выдумка  и  не  клевета - у самого Ленина нет другого анализа,  почему смогла большевистская революция победить в октябре  и не  смогла  победить  в июле:  он пишет,  что тогда еще не было такого озверения.

Итак, озверение растет,  и Церковь,  которая может молчать, когда идет речь о  том,  как  будет  делиться  собственность,  здесь  должна противодействовать. Публикуются воззвания против беззаконий и насилия, и  конфронтация  нарастает.  Если  у  всех  партий,  которые   реально претендовали на власть на выборах в Учредительное собрание, был резкий и грубый по отношению к Церкви пункт об отделении ее  от  государства, то  у одной-единственной партии большевиков было очень ласково и нежно сказано об "освобождении Церкви от опеки  государства".  Глядя  на  их программу,  можно  было  подумать,  что эта партия наиболее для Церкви благоприятна.  Не  хочу   делать   никаких   аналогий   относительного современного состояния дел, но тогда было именно так.