История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 56

Эти специфические    условия    способствовали   развитию материализма и атеизма в России ,  и у нас именно в тот момент сложилась  особенно  неблагоприятная  (во  всяком  случае  для особых   социальных   групп)   обстановка   с   точки   зрения христианства. Но  были и общие условия,  которые в России тоже действовали. Одно из них  -  изменение  общественного  уклада, которое заставляло   людей   в  новых  условиях  стремиться  к внешнему материальному успеху и вкладывать  в  это  все  силы.

Может быть,  в  целом  это  и  было неплохо,  но если сравнить условия, которые  существовали  во  времена   феодализма,   то безусловно такое  положение,  что  каждый  человек,  рождаясь, призван занять определенное место в  обществе,  способствовало тому, что  далеко  не всегда ответственные посты в государстве занимали люди,   достаточно   к   этому   приспособленные    и подготовленные, а  очень способные люди не могли продвинуться.

Но когда с этим было покончено и наступили такие времена,  что всякий стал   "кузнецом   своего  счастья",  сложилась  другая обстановка: человек стремился к тому, чтобы добиться как можно успеха в  материальной  области.  В этой связи стоит вспомнить слова Спасителя:  то   житейское,   о   чем   они   заботятся, суть терние,  которое  заглушает  Слово  Божие.  Даже не желая уходить от веры,  в новых условиях  некоего  соревновательного существования выдвигается тот,  кто больше трудится и все свои силы направляет на достижение материального успеха,  а  значит все меньше стремится думать о вере.

Такое стремление, безусловно, отводит людей в массе своей от веры независимо от их мировоззрения и даже желания.  Именно так терние заглушает в душе все  хорошее,  христианское.  Этот общий фактор чувствовался и в России, хотя там бурное развитие того, что  называется   капитализмом,   началось   несколькими десятилетями позже. Во всяком случае в Петербурге, этом городе карьеристов, чувствовалась   суета   и   забота   о    внешнем материальном успехе.  Некоторые говорили,  что на улицах этого города человек в монашеском облачении уже  выглядит  несколько странно. Он чужд всем этим людям, которые все время суетятся и куда-то спешат.

Другое - это бурный характер развития науки,  которое как раз в 19 веке наблюдается повсюду. Масса людей получают высшее образование, в   результате   чего  многие  старые  стереотипы мышления теряют  убедительность   и   теряется   грань   между духовными проблемами    и    тем,    что   невозможно   решить эмпирическими, научными   методами.   Такого    рода    кризис переживают многие   молодые   люди,   переходя  от  юношеского возраста к  взрослому  и  от  подросткового  к  юношескому.  В

детстве они получили какие-то сведения,  в них воспитали веру, но дальше они  начинают  все  понимать  самостоятельно,  а  не потому, что  им  так  говорят  родители.  Истины  же  веры  не поддаются рационалистическому объяснению - в них нужно  просто верить и  хранить  их  в  душе,  и  тогда  Господь  по  Своему обетованию даст соответствующие свидетельства.

Но здесь наблюдается некая инерция:  человек начинает все быстро понимать,  становится самостоятельным, знает все больше и больше  -  и  возникает  иллюзия,  что  все  можно познать и рационально объяснить,  а если нельзя, то это нечто ущербное и его нужно отвергнуть. Такое наблюдалось в жизни всего общества.

Многие люди  сознавали,  что  это  не  так,  и   понимали ущербность такого  взгляда.  По этому поводу известный русский хирург Пирогов писал,  что в юности,  будучи студентами,  люди критически отзывались о Творце, о Его мудрости, планах Божиих, совершенно не понимая,  что если ко всему  этому  подходить  с примитивными оценками,  без должного благоговения, не различая

Творца и твари,  то ничего хорошего получиться не  может.  Так что  такого  рода  соблазны  должны  были появиться.