История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 177

Сиднева.  Глава  команды  убийц,  присланной  из   Москвы,   Юровский, утверждает,  что он его отделил ото всех и куда-то отослал. То, что он его отделил, очевидно - при раскопках, произведенных в наше время, его останков среди прочих не найдено. Но никаких слухов о том, куда он был отправлен,  нет,  хотя это был единственный и для белых и для  красных свидетель     происшедшего.     Произошло    убийство    еще    одного несовершеннолетнего мальчика -  больного  царевича  Алексея.  Конечно, подобное  случалось  в истории,  но это свидетельствовало об отказе от всяких признаков цивилизации. Ясно, что убийство помазанника Божиего и свержение его, как бы ни относиться к этому факту с политической точки зрения, - это, безусловно, грех.

Другой вопрос,  который волнует всех в связи с царской семьей,  это вопрос об их прославлении и канонизации. Естественно, что решается он  не на лекциях по истории Русской Церкви,  но чтобы у слушателей не сложилось впечатления,  что лектор уклоняется здесь от прямого ответа, скажу то,  что считаю существенным,  не навязывая своей точки зрения и не считая ее единственно правильной.

Нельзя не  согласиться  с  теми,  кто  указывает на необходимость разделения жизни императора и императрицы  на  два  периода  -  до  их свержения  и  после  него.  Есть  утверждения  о  том,  что  вся жизнь императора Николая II была  подготовкой  к  мученичеству  -  его  даже сравнивают с Иовом Многострадальным.  Против этого можно возразить.  В

сущности,  вся  царская  семья  оказалась  под   руководством   такого человека,  как  Распутин,  что  явно  свидетельствует  о  каком-то  ее духовном нездоровье.  Некоторые делают  попытки  избавиться  от  этого возражения  ссылкой  на  то,  что  Распутина якобы оклеветали и что на самом деле это был человек добрый,  хороший. Это совершенно неверно, а кроме  того,  возводит  обвинение  на всех русских архиереев,  которые уклонялись от всякого общения с Распутиным, а также на многих, которые за   него   пострадали   -  например,  митрополит  Владимир,  Гермоген

Тобольский, святая великая княгиня Елизавета Феодоровна.

Даже если  бы  приверженцы  этой  попытки  добились  того,  чтобы

Распутин был признан  порядочным  человеком,  осталось  бы  нездоровое духовное увлечение царской семьи в начале 900-х годов, когда при дворе находился французский мистик Филипп, который смог внушить императрице, что  она  беременна,  а  после того как выяснилось,  что это неправда, вынужден был  бежать.  С  одной  стороны,  естественное  стремление  к духовной   жизни,  а  с  другой  -  неумение  правильно  выбрать  себе


- 2 руководителя - все это было в жизни царской семьи.  А коль скоро здесь могли быть нарушения, то могли они быть и при управлении государством, поэтому ни в коем случае, если канонизация будет проведена, не следует превращать  ее  в  полную  реабилитацию  или  прославление всего,  что политически было сделано в первое десятилетие 20 века.

Надо сказать прямо,  что грязь,  связанная с Распутиным,  в жизнь царской семьи не проникла,  потому что  царь,  воспитанный  в  строгих православных  правилах,  и царица,  искренне эти правила воспринявшая, заблуждались  относительности  личности  Распутина,  принимая  его  за святого  и  из-за  этого преследуя многих его противников,  но никаких лжеучений от него они не  восприняли.  Поэтому  обвинять  царя  в  тех злобных  преступлениях  и  жестокостях,  которые  ему  приписывались в первые дни революции, нет никаких оснований. Однако ошибки могли быть, и это уже дело историков - оценить их реальный масштаб, но к вопросу о канонизации они не  имеют  отношения.  В  частности,  иногда  слышатся обвинения  со стороны монархически настроенных людей (например,  графа

Игнатьева),  что отречение от престола являлось  тяжелым  прегрешением царя. Однако он отрекся в ситуации, когда продолжение борьбы означало, по всей видимости, гибель очень многих людей, так что этот вопрос тоже стоит  предоставить  для  оценки историкам,  но говорить о том,  что в жизни  царя  было  что-то  тяжело  греховное,  что  препятствовало  бы канонизации царя, не приходится.