История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 35

Смирнов (ближайший   друг   будущего  митрополита  Московского

Филарета) становится ректором Петербургской Духовной Академии.

Делается много  полезного  в  смысле  перевода преподавания на родной язык,  хотя против этого и возражает митрополит Платон, который опасается, что это снизит степень учености, однако эти опасения оказываются  напрасными.   Принимается   решение   об организации Казанской Духовной Академии, но по ряду причин оно не было выполнено до 40-х годов.

Позднее этот  просветительский  порыв  переходит в другую плоскость, что вызывает  беспокойство  у  иерархов  РПЦ.  Если говорить о  веротерпимости  и  единстве христиан,  о чем тогда говорили очень много, то все это можно приветствовать, если не будет политической   вражды   и   военных  столкновений  между христианами, а разовьется сотрудничество между  христианами  в благотворительной и других областях (наука, просвещение). Но в целом очевидно,  что при разных взглядах на основные положения христианской  веры  надеяться  на  то,  что  всех  людей можно объединить в пределах одной  Церкви,  а  различия  между  ними несущественны, -   эта   идея   совершенно   бесплодная.   Она характерна для масонства и тесно связана с бытием англиканской церкви, в   чьей   жизни  эта  идея  широко  воплотилась.  Как известно, в   англиканской   церкви    существует    несколько направлений. Одно  из  них называется "высокой церковью",  его последователи стремятся к единству с православными, католиками

- т.е.   с   церквами,   полностью  сохраняющими  апостольское преемство. Другое направление  называется  "низкой  церковью".

Оно близко   к   протестантизму,   т.к.   отрицает   таинства, важность иерархии и т.д.  Но главной  является  т.н.  "широкая церковь", где  главное  -  всех  объединить.  Но в одну телегу невозможно впрячь щуку, рака и лебедя.

Мы знаем,  что  все американские президенты принадлежат к масонству и потенциально должны быть членами такого  единства.

Один из них,  Джефферсон, позволял себе сравнивать Евангелие с кучей навоза, где можно найти замечательные жемчужины и другие драгоценные камни.   Понятно,   что   людей   с   такого  рода убеждениями может объединить с  православными  или  католиками разве что  какой-то  совершенно  исключительный  случай.  Если пытаться создавать такого  рода  сообщества,  то  очень  скоро выяснится, что  они  не  способны к настоящей духовной жизни и духовность из них неизбежно будет исчезать.

Именно этого  и  не понимали реформаторы.  Это были люди, недавно обратившиеся к  вере  и  сразу  восчувствовавшие  себя членами некой  единой  истинной  церкви,  которая  не знает ни перегородок, ни  границ.   Князь   Голицын   вполне   искренне сомневался, может ли он принять пост обер-прокурора, т.к. имел слабое представление о делах Церкви.  Поначалу он действовал с пользой для  РПЦ.  Но  в  1913  г.  было  основано  Библейской общество (сначала  оно  называлось  Петербургским   Библейским обществом, а  потом  - Российским Библейским обществом.  Целью этого общества было содействие  распространению  слова  Божия, поэтому сразу  же  встал  вопрос  о  переводе  Св.  Писания на русский язык.  Этому  очень  сочувствовал  Александр,  который хотел бы  читать  Евангелие  на  родном  языке.  Поэтому начал осуществляться перевод Св.  Писания на русский язык и на языки других народов,  которые  проживали  на  территории Российской империи.

Библейское общество  было  основано  на  конфессиональных началах - туда вошли не только христиане,  но  и  люди  других вероисповеданий, в   том   числе   английские  пасторы,  очень активные и  энергичные,  которые  получили   право   проводить ревизию того,  как движется издание (и ревизовали даже русских православных священников).  Все это начинание было  связано  с экуменической масонской идеологией.  Библейское общество стало центром распространения  не  только  Библии,  но  и  масонской литературы. Перевод  Библии  был  начат  в  1816 г.  Во многих экземплярах появились и всяческие издания, в которых умалялась роль конфессиональных  различий  и  пропагандировалась  идея о