История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 21

Бэкона ...................,  помощника генерал-прокурора и, однако же, философа (философами они называют обычно  всех  своих  братьев  такого рода  -  А.Щ.).  Вышел  из  печати  очень  любопытный  и  очень хорошо написанный труд под названием "Критическая история Иисуса  Христа".  В

Женеве ее достать нетрудно,  но переправить ее во Францию нелегко.  Да сохранит меня Бог от содействия распространению этого ужасного  труда, который  способен  погубить  все зародыши христианской религии в самых забитых умах.  Я прочел ее,  охваченный священным ужасом и крестясь на каждой строчке. Появились еще две другие книжицы, представляющие собой пушки  с  12-фунтовыми  ядрами,  тогда  как  "Критическая  история..."

заряжена 24-фунтовыми. Одна из них - разбор предсказания, другая - дух иудаизма. Приходится опасаться, что из месяца в месяц будут появляться все  новые  книги  -  Вельзевул  не устает преследовать верующих.  Нет сомнения,  что мы доживаем последние дни. Изгнание иезуитов предвещает конец света, и мы со дня на день можем ожидать появления антихриста. Я


- 6 готовлюсь к этому великому перевороту,  ведь мы уже многое повидали на своем веку. В ожидании его обнимаю вас нежно с почтением и любовью".

Это одна из записок Вольтера.  Если бы ее  прочитал  какой-нибудь средний, как он говорит, забитый благочестивый человек, то мнение, что они показались бы исчадиями ада, безусловно, было бы справедливым.

Другие его  письмо,  тому  же  Даламберу  (в  нем  есть ссылки на русский двор,  а именно он  беспокоится,  что  один  из  воспитанников иезуитов,  по  национальности  китаец,  может  обратить в христианство

Китай) (?):

"Знаете ли  вы,  что  наши  враги  от  одного  конца вселенной до другого обрушились на нас? Знаком ли вам иезуит Ко, находящийся сейчас в Пекине?  Это маленький китаец, найденыш, которого около 25 лет назад привезли в Париж иезуиты.  Он остроумен,  по-французски говорит лучше, чем  по-китайски,  но  более  фанатичен,  чем  все миссионеры,  вместе взятые.  Он утверждает,  что в Париже видел много философов, но что он их  не  любит,  не уважает и не боится.  Где он это сказал?  В большой книге с посвящение монсеньору Бертену. Он, кажется, убежден, что Ной основатель Китая.  Все это гораздо опаснее, чем вы думаете. Его книга, напечатанная в Париже у ...........,  не может быть известна  великому поэту  .................,  императору Китая,  и трудно осведомить его.

Иезуиты,  которых император по доброте не  выслал  из  Пекина,  заняты скорее обращением китайев в свою веру, чем математикой. Они любят свое дело.  Нужны всего  две-три  горячие  головы,  чтобы  взволновать  всю империю.  Эти мошенники хотят причинить зло Китаю; как было бы приятно помешать  им.  Этого  можно  было   бы   добиться   через   посредство петербургского двора, но прежде обдумаем это дело в Париже".

И действительно  при  петербургском  дворе  (в  частности,   граф

Шувалов  и  другие,  у  них есть свои поклонники,  через которых,  они думают,  можно с достаточными шансами на успех совершать  такого  рода дела) (?).

Екатерине II до конца такого рода письма не были известны, но она была большой поклонницей Вольтера, Дидро (он даже приезжал во время ее царствования в Петербург,  она много  с  ними  переписывалась),  и  ей представлялось,  что  они  вовсе  не  враги религии и христианства,  а просвещенные философы,  которые озабочены тем,  чтобы очистить веру от всяких  средневековых  суеверий  и  ужасов.  Так что Вольтера она даже именовала "современным Златоустом".

Так как   в   России   всегда   ориентировались  на  царя  и  его приближенных как на образец  благочестия,  в  России  наступают  очень странные  времена.  С одной стороны,  Екатерина II все время стремится подчеркнуть,  что она озабочена  сохранением  благочестия,  поддержкой веры:  она сочиняет житие Сергия Радонежского и если не говеет с таким усердием, как при Елизавете, но часто ходит в церковь. Одна из близких ее  подруг княгиня Екатерина Дашкова тоже охвачена вольнодумством,  но отнюдь не настроена,  как она считает,  против  христианства,  хотя  и нарушает  одно из канонических постановлений Церкви - входит в алтарь, чтобы что-то  показать  своему  сыну  и  объяснить  устройство  храма.