История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 169

..............................................................   нужен был какой-то компромисс, и он был найден. Однако это был компромисс, а не идеал,  и та мерзкая формулировка Красницкого,  о  которой  мы  еще будем   говорить,   отражала   эту   дикую  вражду.  Лозунг  на  манер большевистского:    "Бей    справа    помещика-архиерея,    слева    мирянина-кулака!"  отражает  ту злобу,  которая была свойственна самым низко  падшим  представителям  в  данном  случае  белого  духовенства, которую нужно было преодолеть,  чтобы Церковь объединилась перед лицом той опасности, которая возникла и начинала сказываться.

Так что в это смысле собор сделал многое. Но его решения, вся эта демократия в особенности начала чувствоваться  на  уровне  приходском, хотя и меньше. Многие священники стали жаловаться, что все это ведет к нежелательным результатам.

Когда обсуждали такого рода демократические избираемые советы, то указывали на  тяжелые  последствия,  к  которым  это  может  привести.

Некоторые  священники,  например,  говорили:  "Наш  приход  состоит  в основном из рабочих такой-то фабрики.  Что им скажет  предприниматель, то   они   и   сделают.   Это   для  Церкви  очень  вредно.  Если  эти демократические принципы  будут  проводиться  слишком  далеко,  то  мы ничего делать не сможем".

К счастью,  эти  вещи  во  многом  остались  на  бумаге;  были  и оговорки,  что от них можно отойти, для тех случаев, когда эти решения приносят  слишком  большой  вред.  Благодаря  этому  в  принципе  было достигнуто  церковное  единство и ушло чувство вражды,  разделенности, которое преобладало перед  началом  собора,  а  миряне  и  духовенство сплотились вокруг Церкви.  Дальше мы увидим,  что с началом гонений на

Церковь основную роль в ее расколе стало играть белое духовенство. Так случилось  не  потому,  что  миряне были лучше - ситуация складывалась так,  что миряне,  которые не хотели терпеть гонений  и  оставаться  в

Церкви,   имели   полную  возможность  порвать  с  ней.  Что  касается духовенства, то помимо особенно настроенных реформаторов там был очень широкий круг людей,  не способных ни к чему полезному.  Уйти из Церкви они не могли - не на что было содержать семью.  Но это крайние  случаи практического  атеизма  - их было мало.  Но было и много людей слабых, которым трудно было терпеть гонения.  Важно было,  учитывая  все  это, добиться церковного единства.

7 апреля были приняты  эти  решения,  и  вторая  соборная  сессия разошлась.  В стране складывалась такая обстановка,  что уже возникали


- 6 сомнения - сможет ли собор дальше  работать.  На  случай,  если  будет нарушено  церковное управление,  25 января 1918 г.  было принято очень важное решение о преемстве церковной  власти.  Патриарху  Тихону  были предоставлены  чрезвычайные полномочия,  отличающиеся от тех,  которые были предусмотрены решением первой сессии: секретным образом назначить себе  преемников,  которые  становились Местоблюстителями в случае его смерти или каких-то других  обстоятельств,  в  результате  которых  он терял бы возможность управлять Церковью.

Кроме того, расходясь, вторая сессия приняла решение о том, чтобы для  продолжения  работы  собора достаточно было четверти его состава.

Даже по состоянию транспорта в то время было понятно, что на следующую сессию собраться будет очень трудно.

Сессия эта началась в июле,  но работать стало невозможно, потому что  были  отняты  здания,  где  проходили  заседания  собора.  Приняв некоторые постановления о  монашестве  (сократив  возраст,  начиная  с которого  люди  могли  посвящаться  в монашество и священство),  собор разошелся.  Был еще ряд призывов и воззваний,  но о  них  лучше  будет говорить в общем контексте того,  что происходило в стране. После того как разошлась вторая сессия, общецерковную линию мы видим в патриарших и синодальных посланиях - собор занимается этим эпизодически.

К сожалению,  не удалось решить вопроса с грузинским расколом. Он был  урегулирован  только  при  Патриаршем Местоблюстителе митрополите