История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 36

Русской Церкви.  На  этой  почве  возникают  конфликты   между обеспокоенной иерархией   и   князем  Голицыным,  до  сих  пор находившимся с ней в нормальных отношениях.

В 1817   г.   производится   реформа  управления,  крайне унизительная для   РПЦ:   канцелярия   обер-прокурора   Синода переводится в   состав   министерства   просвещения,  туда  же попадает и  департамент  по  делам  иностранных   исповеданий.

Образуется Министерство  духовных дел и народного просвещения.

Формально возглавляющий его Голицын  остается  с  Синодом,  но фактически возглавляет  его  князь  Мещерский,  и все дела РПЦ

теперь рассматриваются в ряду  дел  других  конфессий  (в  том числе  и  нехристианских).  Фактически это было неким шагом по лишению Православия статуса государственной религии.

Митрополит Амвросий,   хотя  и  был  человеком  терпимым, начинает протестовать.  Те люди, которые часто повторяют фразу

Белинского, что "у нас иерархия никогда и ничем не была, кроме как прислужницей светской власти",  очевидно,  этих фактов  не знают. Он говорил,  что при Павле I был удален с Петербургской кафедры митрополит Гавриил Петров;  этот прием повторяется,  и митрополит Амвросий отослан в Новгород, где он вскоре умирает.

Пришедший ему на смену митрополит Михаил Десницкий  продолжает ту же  линию  и  настаивает  на  том,  чтобы  направление  дел изменилось. Пострадал  и  друг  Голицына  Иннокентий  Смирнов, ректор Петербургской Духовной Академии,  за то,  что пропустил книгу, в  которой  были  яркие   места   в   защиту   истинной православной веры  и  нападки  на масонскую идеологию какой-то

"внутренней единой церкви".  Голицын был возмущен, сам написал императору, что  книга  противоречит  всем  направлениям наших церковных преобразований и надо предпринять меры,  чтобы таких книг больше  не  появлялось.  В  результате Иннокентий Смирнов отправляется в  почетную  ссылку  (он  становится   Пензенским епископом); как и Амвросий, он вскоре умирает.

Умирает и митрополит Михаил Десницкий  (в  1822  г.).  Он неоднократно  писал  письма  Александру  о  том,  чтобы он сам уврачевал те раны, которые сам же и нанес Церкви, и, очевидно, на  многое  у  царя начинают раскрываться глаза,  хотя при нем никаких  изменений  и  не  происходит.  На  место  митрополита

Михаила приходит  Серафим  Глаголевский,  который  оказывается резким противником  Голицына.  В  конце  концов  ему   удается одержать победу,  хотя  и действует он не совсем православными методами. В интригах,  которые  привели  к  падению  Голицына, оказываются замешанными Аракчеев и архимандрит Фотий,  который по-своему был  предан  Православию,  но,  по  всей  видимости, находился в состоянии некоей духовной прелести.

Поначалу Фотий близок к Голицыну,  потому что  для  всего этого направления свойствен крайний мистицизм и родство душ на почве одинакового  характера  видений  и  откровений,  которые получают представители  разных конфессий.  Такого рода видения часто бывают и у Фотия,  на них он  и  основывается  в  борьбе против Голицына   и   его   двойного  министерства,  а  не  на аргументации от православного  учения.  Во  сне  ему  является ангел, который  держит  в  руках  книгу,  изданную по указанию

Голицына.  Книга  эта  якобы  предназначена   для   проведения революции в России. Идет упорное запугивание Александра I тем, что  из-за  его  преобразований  в  России  может   возникнуть революция.

Происходит резкий  разговор  между  Голицыным  и  Фотием, который,   находясь   в  крайнем  возбуждении,  анафематствует обер-прокурора Св.   Синода   (хотя    и    является    только архимандритом). В  ответ  на жалобу митрополиту Петербургскому на Фотия тот вместо того,  чтобы урезонить Фотия, подтверждает это решение. Складывается парадоксальная ситуация. В очередной беседе царь выражает  недоверие  Голицыну,  и  его  снимают  с должности, а все реформы прекращаются.

У нас часто говорят,  что  в  РПЦ  под  влиянием  масонов оказался обер-прокурор  -  масон  самого  высокого посвящения, который чуть было не совратил всю Церковь  с  пути  истинного.